Член Культа Ортодоксальных Каподастристов (korieversson) wrote,
Член Культа Ортодоксальных Каподастристов
korieversson

Categories:

"Убийство в Восточном экспрессе"

Благодаря посту Трора об этом фильме я сподобилась его посмотреть, и ни капельки, естественно, не пожалела.
Это,конечно же, классика. Целый пучок блестящих актеров - Лорен Беккол, Ванесса Редгрейв, Шон Коннери, Майкл Йорк и Альберт Финни в роли Пуаро.
Надо сказать, интригу я сразу разгадала, и кто убийца и зачем - тоже, но есть подозрение, что я видела этот фильм (или более позднюю версию) в раннем-раннем детстве, и каким-то образом в памяти отложилось... Но немного о сюжете.
"Убийство в Восточном экспрессе" называется так, потому что, как легко догадаться - в Восточном экспрессе случается убийство. Пуаро как раз путешествует на этом поезде из Стамбула в Кале, направляясь в Лондон по важным делам - и, как это бывает часто с сыщиками мисс Агаты Кристи (или миссис?:)), где б он ни был, рядом кого-то обязательно убивают, и он вынужден (или желает) расследовать загадочное (обязательно!) преступление.
В данном случае ситуация осложняется тем, что все происходит в поезде, причем чрезвычайно дорогом, купе в котором могут себе позволить только аристократы и богачи - что сказывается на контингенте подозреваемых, плюс поезд из-за обвала застревает где-то в Югославии и Пуаро необходимо вычислить убийцу до того, как завал расчистят и дело перейдет к полиции - на кону честь и репутация его друга, управляющего компанией "Восточный экспресс".
Об актерской игре и говорить нечего - великолепны все, и, хотя образ, созданный Финни, отличается от того Пуаро, которым для нас всех стал Суше - мне он понравился. Очаровательные диалоги, множество "вкусных" мелочей, уловки, взгляды... И нетривиальный сюжет. Классика детектива. Классика кино. ОНА фильм одобрила, как пишут знающие люди :)

Немного фото


И теперь о том интересном, что можно почерпнуть после фильма (помимо того, что наблюдательность, интуиция и, самое главное, такт - это главные достоинства английского...пардон, бельгийского сыщика)



История Восточного экспресса

Своим появлением «Восточный экспресс» обязан бельгийскому инженеру и финансисту Джорджу Ногельмакеру. Совсем молодым он отправился в США, где увидел диковинные для европейца спальные вагоны, изобретенные М.Пульманом. Джордж решил, что такие разделенные на несколько купе вагоны-отели прекрасно подошли бы и для Старого Света. Дальше — больше. Он создает в 1876 году Международную компанию спальных вагонов со штаб-квартирой в Брюсселе. Эта компания и отправила в путь первый из принадлежавших ей поездов серии «Восточный экспресс». Произошло это в октябре 1883 года.
Уже в 1889 году поезда преодолевали путь от Парижа до Стамбула, равный более чем 3000 километрам, за 67 часов. Позднее время в пути сократилось еще на 5 часов. Да и средняя скорость для того времени была неслыханной — 50 км/ч, — и это при большей частью гористой местности. А в конце пути пассажиров ожидал единственный в мире мост, соединивший два континента — Европу и Азию.

Поезд действительно был шикарным. Чтобы у пассажиров не было повода жаловаться на неудобства, компания не скупилась на средства, продумав сервис до самых мелочей. Это был не просто ночной поезд с рестораном, а настоящий 5-звездный (по современным меркам) гранд-отель на колесах. В обитых плюшем спальнях сервировался завтрак вышколенными официантами. А повара старались поразить пассажиров изысканными деликатесами, среди которых блюда из осетрины и фазана были не самыми оригинальными.

Стены купе были отделаны ценными сортами деревьев с инкрустацией, шторы и занавески сшиты из генуэзского бархата, люстры выполнены из хрусталя. Наибольшее впечатление производит вагон-ресторан в стиле салонов времен Людовика XV, рассчитанный на 24 персоны. Причем, часть вагона была отдана в распоряжение курящих. На стенах висели акварели Делакруа, других классиков мировой живописи, а к услугам читающей публики имелась библиотека.

Вот только в первом рейсе мужчинам рекомендовалось иметь при себе оружие, а женщинам — спать одетыми. Путь был загадочным, большая часть маршрута проходила через горы. В дороге всякое могло произойти: и нападение бандитов, и снежные заносы. Но опасения были напрасны, через 3 дня, 9 часов и 40 минут поезд, ни разу не сбившись с графика, благополучно прибыл в Стамбул. Это был первый в мире трансконтинентальный экспресс, прокатившийся между странами Европы, для которых в ту пору не существовало даже системы координации времени.

Естественно, и пассажиры этого поезда подобрались из элитной среды: дипломаты, миллиардеры, нефтяные короли, дипкурьеры, крупные бизнесмены — те, кто причислял себя к высшему свету. Не мог себе, к примеру, отказать в таком удовольствии болгарский царь Фердинанд. Мало того, он сам не раз управлял поездом, когда тот проходил по территории его страны. И только после вмешательства руководства Международной компании спальных вагонов монарху пришлось отказаться от этой милой забавы.

А вот другой, уже более драматический эпизод. Армянский нефтяной магнат Гульбенкян спасался на этом поезде от турецкого паши. В пути он прятал в персидском ковре своего сына. На экспрессе постоянно ездили основатель современного турецкого государства Кемаль Атарюрк и знаменитый шеф немецкой разведки, посол фашистской Германии в Турции фон Паппен, шведский дипломат Рауль Валленберг. Не раз украшала своим присутствием салоны «Восточного экспресса» танцовщица-авантюристка Мата Хари. Всё в поезде было устроено на высшем уровне, с учетом любых пожеланий клиентов, в том числе и желания сохранить инкогнито — совершить путешествие в обстановке полнейшей секретности.

Не были безразличны к «Восточному экспрессу» и известные писатели, режиссеры мирового кино. Ему посвятил один из своих романов английский писатель Грэм Грин. Ян Флеминг в своей книге «Из России с любовью» отправил на нем из Стамбула своего Джеймса Бонда. Альфред Хичкок поставил фильм «Исчезнувшая женщина», основные события которого развивались в экспрессе. Но объемнее всех эта тема была представлена у королевы детективов Агаты Кристи в ее известном романе «Убийство в «Восточном экспрессе»». Кристи не раз была пассажиром этого поезда, он ей безумно нравился. Особенно писательнице запомнилась поездка в зимнюю пору 1931 года, когда она возвращалась из Стамбула домой, в Англию. В письме к мужу она описала подробно, как поезд останавливался на час, а то и другой, из-за сильных снегопадов. Поэтому в своем романе она и включила этот эпизод: поезд остановился из-за снежного заноса и это, в какой-то мере, спутало карты убийц.

К моменту выхода романа Агаты Кристи в 1933 году поезд стал называться «Симплон-Восточный экспресс». Почему? Во всем «виноват» проложенный в 1909 году Симплонский туннель в Альпах, а потому после окончания Первой мировой войны поезда, ради экономии времени, стали следовать через Милан, Триест, Загреб и затем, попав на привычную колею в Белграде, продолжали прежний маршрут.

В богатой истории «Восточного экспресса», как в зеркале, отразились политические события ХХ века. Во время Первой мировой войны он поменял название на «Балкан Цуг» и связывал Берлин с Софией и Стамбулом — столицами тех стран, которые воевали против государств Антанты. Затем настал черед уже упоминавшегося «Симплон-Восточного экспресса». В разгар Второй мировой войны появился псевдо-«Восточный экспресс». Он использовался лидерами третьего рейха, на нем из Берлина в Турцию ездили гитлеровские военные и чиновники, а также представители союзных Германии и нейтральных стран.

И лишь по окончании войны, в 1947 году, был возобновлен прежний маршрут. Но, увы, в этот период он стал приобретать печальную славу поезда «холодной войны», ибо путь его лежал через территории государств, принадлежавших к разным политическим системам. Из-за этого возникали постоянные задержки в пути, связанные отнюдь не с техническими причинами. К тому же знаменитый некогда состав, уменьшившись в размерах, стал быстро терять красивое оперение. Изменились лица пассажиров, снизилось качество сервиса.

Однажды, проехавшись на легендарном экспрессе, журналист «Нью-Йорк Таймс» так описывал этот период в жизни поезда: «На границах соцстран пассажиров вместо улыбок встречали настороженные взгляды таможенников. Они совали свои носы под сиденья, отвинчивали панели в потолке в поисках контрабанды. Проходы в моем вагоне были забиты коробками с телевизорами, стиральными машинами, которые везли домой поработавшие за границей люди»… Деградация экспресса становилась все заметнее. Состоятельная публика начала отдавать предпочтение авиалайнерам.

Паровоз Восточного Экспресса в виде памятника в Стамбуле



В течение 94 лет «Восточный экспресс» возил богатых туристов, королей, удачливых аферистов, шпионов высокого класса и самых красивых женщин мира. 19 мая 1977 года он отправился в свой последний путь — слишком возросла стоимость его эксплуатации. Сейчас под названием «Восточный экспресс» из Парижа отправляется поезд до Будапешта и Бухареста. Как говорят очевидцы, проснувшись утром в купе, вы теперь на столике рядом с диваном не увидите завтрак и свежий номер газеты «Обсервер». Поезд сегодня лишь отдаленно напоминает своего предшественника.
Современный вид Orient Express: 
(с) Indigo, сайт

Завтра напишу о вкусном трагикомедийном сериале  от британцев, не пропустите :)
Tags: кино
Subscribe

  • Майор Гром: Чумной доктор

    Хороший фильм. А теперь подробнее. Про сюжет Про сюжет и так понятно из трейлера ...скажу лишь, что в целом довольно шаблонно, но эти шаблоны…

  • Майор Гром

    Теперь в онлайн-кинотеатре "Кинопоиска", что весьма кстати, потому что я в кино ну никак не попадала, а посмотреть и хоть как-то поддержать…

  • Книго-фильмо-челлендж

    Поскольку, как известно, не запишешь - позабудешь, я, хотя бы кратко, отпишусь по киношкам, которые посмотрела и которые можно записать в челлендж…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

  • Майор Гром: Чумной доктор

    Хороший фильм. А теперь подробнее. Про сюжет Про сюжет и так понятно из трейлера ...скажу лишь, что в целом довольно шаблонно, но эти шаблоны…

  • Майор Гром

    Теперь в онлайн-кинотеатре "Кинопоиска", что весьма кстати, потому что я в кино ну никак не попадала, а посмотреть и хоть как-то поддержать…

  • Книго-фильмо-челлендж

    Поскольку, как известно, не запишешь - позабудешь, я, хотя бы кратко, отпишусь по киношкам, которые посмотрела и которые можно записать в челлендж…