Член Культа Ортодоксальных Каподастристов (korieversson) wrote,
Член Культа Ортодоксальных Каподастристов
korieversson



alex_ermak пишет  в avtoram_com :

Нынешний российский издательский маркетинг, как петинг, вроде похоже, а не то же самое…

 

За двадцать лет перехода от плановой экономики к рыночной издательства, в отличие от многих предприятий в других отраслях, так и не перестроились. Да, преобразовались во всяческие ЗАО, ООО, ИЧП и т.д. Но овладеть в полной мере действительно рыночными подходами до сих пор не научились. Например, как примета нового времени, появились в издательствах отделы маркетинга. Однако укоренилась в них поросль сотрудников, умеющих лишь  важно раздувать щеки да повторять как заклинание: «Спрос рождает предложение». При этом они даже не догадываются, что не доучили вторую часть этого важнейшего маркетингового закона «так же, как и ПРЕДЛОЖЕНИЕ РОЖДАЕТ СПРОС». Без этой второй части, не было бы у нас шоколада и многих других продуктов, не было бы и «Войны и мира», «Котлована», «Колымских рассказов»…

 

Некомпетентность горе-маркетологов проявляется во всем. 

В том числе и в отношении к электронным книгам. Цифровые издания интернет-магазина «Amazon» уже обошли по продажам книги в твердой обложке. Одно из крупнейших американских издательств популярной литературы «Dorchester Publishing» решило вообще отказаться от выпуска печатных книг и переключиться на цифровые. И в России продажи устройств для чтения электронных книг резко идут вверх. Но лидерами на отечественном рынке, измеряемом уже миллионами долларов, являются не традиционные издательства, а никому два года назад неизвестные компании «Литрес» и «Аймобилко».



Не справляются горе-маркетологи и с самым главным и сложным делом – подбором книг для издания. Директор крупного издательства, с которым работаю не первый год, в ответ на мой вопрос, как они выбирают книги, ответил:



- Смотрим, какая тематика лучше продается. Туда и вкладываемся…



Они даже спрос не изучают, не говоря о целевой аудитории. Просто издают аналоги того, что хорошо идет, перенасыщая рынок и конечно, запаздывая за лидерами. Ну, а те сегменты, в которых люди ждут книги и готовы платить, остаются неохваченными.



Чаще всего весь маркетинг издательств (даже тех, которые выпускают книги по маркетингу) сводится к тому, чтобы выпустить «верняшку» – книгу, которая обязательно пойдет. Ею может стать «клон» произведения чужого, зарубежного или отечественного издательства, которое показало хорошие продажи. Еще одна опробованная технология – серия. Но почти у каждого издательства в шкафу найдется не один скелет безвременно почившей серии.



«Верняшкой» будет произведение одного из наиболее популярных «легких» жанров – детектив, фантастика, любовный роман. Также не подведут проверенные временем классики. Ну и еще, как написано на сайте одного из крупнейших издательств: «Известные персоны, медийные личности, политики, люди с телеэкрана…»



На одной из встреч с молодыми авторами представитель известнейшего издательства на вопрос:



– Что нужно для того, чтобы вы взяли в работу мою книгу?



Ничтоже сумняшеся ответил:



– Что нужно, что нужно…. Опубликоваться в толстом литературном журнале… Ну, или чтобы, например, Михаил Задорнов дал рекомендацию…



Это очень показательный ответ. Своего собственного мнения у нынешнего издательства нет. Оно просто перекладывают работу по подбору авторов и ответственность за результат выпуска книги на других.



Самый легкий путь отбора авторов, к которому сегодня прибегают издатели, финансовый. Подчас они совершенно откровенно заявляют: «Сейчас цены на полиграфические услуги и на бумагу таковы, что мы издаем книги только и исключительно за счет средств автора, потому что нет никакой гарантии, что деньги, вложенные в книгу молодого автора, вернутся в издательство хотя бы в прежнем объеме…»



Издательства, таким образом, признаются, что действуют на рынке вслепую, в том, что они совершенно не знают ни современной аудитории, ни ее вкусов, ни потребностей. И это при наличии профильных отделов маркетинга!



Понятно, что сложившаяся, рассмотренная выше система отборов автора сегодня не эффективна. И здесь, конечно, нельзя во всем винить исключительно издательских маркетологов первого поколения – неопытных недоучек. Все-таки есть и другие люди, которые могли бы высказать свое мнение. Но, увы!



– Очень хорошая книга, – при обсуждении новой рукописи скажет с дрожью в голосе опытный, видавший виды редактор.



– Рынок не воспримет, – отсечет юнец-маркетолог.



И голос последнего для неграмотного издателя будет более весом. Маркетолог, он ведь знает, он по своей должности обязан знать, что рынок воспримет, а что не воспримет, даром, что ли, такую зарплату получает.



Престиж же редакторской работы, как и уровень ее оплаты, за последние годы значительно упал. Поэтому ныне в эту профессию не рвутся таланты. А неталантливые редакторы не могут ни оценить талант автора, ни помочь отшлифовать его.



Да в общем и не нужны нынешнему издателю талантливые авторы. Нужны те, кто согласен гнать строки популярного жанра за устраивающий издателя гонорар – 5-10%. От оптовой цены издательства. Не от конечной цены, как в развитых странах.



Отечественные издатели ничего не делают, чтобы перейти от сложившейся в переходный период системы торговой наценки к используемой во всем цивилизованном мире системе торговой скидки. Ведь имеющаяся в России гонорарная система очень выгодна издателю, обирающему авторов, минимизирующему, тем самым, свои риски и максимизирующему прибыль.



Сегодня отечественные издатели стараются не только не рисковать с новыми авторами, но и просто как можно больше работы и затрат переложить на чужие плечи. Вот что сказал в одном из интервью весьма известный издатель:



«Работа автора заключается вовсе не только в “писании хорошей литературы”…

Автор обязан составить для самого себя ясное представление о том, для кого предназначено его произведение, чем оно отличается от аналогичных произведений, выходивших в последнее время, каковы его жанровые и тематические особенности, его объем и технические характеристики…

Нужно… вести блоги. Заводить знакомства с обозревателями и критиками. Дружить с товароведами в книжных магазинах…»



Так и представляются Антон Павлович под ручку с Михаилом Юрьевичем, составляющие портрет целевой аудитории для «Степи» и «Героя нашего времени», ищущие отличия «Капитанской дочки» и «Кавказского пленника», заводящие дружбу с товароведами в магазинах…



Издательства, перекладывая свои финансовые, рекламные и прочие функции на плечи авторов, перестают быть издательствами в классическом понимании. Они превращаются в некие компании по оказанию издательских услуг. А значит, незаметно для самих себя, уходят с рынка.



Ровно такое же мнение слышала от знакомых редакторов и людей, имеющих отношение к издательскому делу.


ПыСы Помню про сериалоотчеты, времени все как-то нет. Но помню.
Tags: книги, социальное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сайт Школы SM-School и моего писательского курса

    Ура! Запустили сайт нашей онлайн-школы! Я очень рада и горжусь всеми, теперь все дороги открыты. Похвастаюсь сайтом - у меня тут курс по…

  • Пищеблок

    Начала смотреть. Пока по сюжету ничего не скажу - в самом начале 1 серии. Но атмосфера на сто баллов, и актеры классные, дети тоже. На этом кадре…

  • А неплохо!

    Наши, похоже, сняли "ответ голливудскому "Странные дела". Про пионеров, с эстетикой 80-х. И знаете, мне нравится. Буду смотреть. (…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments