Член Культа Ортодоксальных Каподастристов (korieversson) wrote,
Член Культа Ортодоксальных Каподастристов
korieversson

Categories:

"Носферату - Призраки Ночи и Симфониии Ужасов"

Как праздник спонтанности, в наш жж-дом приходит ya_doran со своей "Слоурулеткой". Смысл действа заключается в том, что при помощи генератора случайных чисел подписавшемуся определяется фильм, который он обязуется посмотреть, а затем написать отзыв. Попасться может что угодно - от дикого треша, до заумного арт-хауса, в чем и прелесть.

Мне достался фильм "Носферату. Призрак ночи" режиссера Вернера Херцога, с Клаусом Кински и Изабель Аджани в главных ролях. Кстати выяснилось, что этот фильм 1978 года является римейком ТОГО САМОГО "Носферату. Симфония ужаса" 1922 г. режиссера Мурнау, и таким образом получилось некое "два в одном", потому что обсуждать римейк, не зная первоосновы, было бы неспортивно, да и неинтересно. Так что отзыв будет на два фильма.

Сначала о Херцоге и его "Призраке ночи", поскольку отсмотрен он был первым.



Никаких иных фильмов Херцога я не видела, так что легло на чистый лист, так сказать. Фильм странный, сразу скажу. Потом, правда, выяснилось, откуда многие непонятки взялись, но первое впечатление - происходящее на экране является фантазией на тему сна, приснившегося под впечатлением оперы, написанной на основе легенды, которую придумал психически ненормальный, начитавшись "Дракулы" Брема Стокера. Персонаж Харпер женат на Люси, Мина вообще появляется два раза, живут все не в Лондоне, доктор Ван Хельсинг просто доктор, никакого отношения к исследованию вампиров не причастный, и даже больше - в краткие минуты появления он маразматически пыхтит и вещает, что все происходящее невозможно с точки зрения науки. Диалоги между персонажами полны мимической экспрессией, и никак практически не связаны с происходящим на экране.
Харпер и Люси живут тихой городской жизнью, что доказывают няшные котики:



Харпера действительно посылают в Трансильванию, там его встречает граф собственной персоной, слегка кусает и постоянно выразительно зыркает. При этом Харпер, подобно молодежи в современных ужастиках,нисколько не озабочен тем, что хозяин выглядит вот так:



Ни малейших подозрений до тех пор, пока в шею ему не вонзятся клыки. У Дракулы белый-белый изнутри замок, который режиссер любит показывать длинными проходами камеры, добавив для абсурда непонятного цыганского мальчика со скрипкой. Ночью граф окончательно отказывается от диеты и является к Харперу.



Далее более-менее по классическому сюжету: Дракула видит портрет жены Харпера, восклицает "Какая шея!" и, заперев гостя, срочно собирается в дорогу, причем гробы с землей таскает сам, грузит на  телегу и отбывает в город на букву В. И по суше, и по морю, по пути съедает команду корабля; последний матрос привязывает себя к штурвалу, задает курс и... неуправляемый корабль красиво заплывает прямо в городские каналы.



Люси тем временем ждет мужа, волнуется, видит странные сны, ходит в белой рубашке в приступах лунатизма - вобщем, не скучает.



Обратите внимание на сильно, до черноты почти, накрашенные глаза героини. Это впоследствии пригодится.



Граф прибывает, опять же сам переносит все гробы в разрушенную церковь, и с его прибытием город начинает вымирать то ли от чумы, которую принесли крысы, явившиеся с графом на корабле, то ли от укусов графа (а уж горожане приписывают эти загадочные смерти чуме). Я таки думаю, что болезнь имела место быть. Потому что при том количестве гробов, что нам показывают, Дракуле пришлось бы стахановскими ударными темпами грызть горожан без перерывов и выходных, и у него не осталось бы времени вздыхать под окном Люси - а он частенько там околачивается. Причем, как мы поймем позже - в поисках любви.
Харпер тем временем спасается из замка графа и скачет домой. По прибытии он уже мало похож на себя - он сходит с ума, не узнает жену, крайне бледен и едва держится на ногах. Люси заботится о нем, не теряя надежды, и попутно читает его дневник и книжку, которую муж приволок с собой - она, ессно, о вампирах.



А в книжке говорится! Что вампиры существуют! И что победить их можно только одним способом - если чистая душой женщина удержит вампира подле себя до наступления рассвета, солнечные лучи его уничтожат.
Дракула, кстати, ходит к Люси в гости.



И они разговаривают. О смерти и бессмертии, о невозможности настоящей любви для него - красивыми фразами, тяжеловесными, будто вытащенными из учебника по философии. Ну, типа "Смерть приходит ко всем, и никто ее не избежит".

Сумасшедший Ренфилд, жрущий мух с рефреном "Кровь - это жизнь!" тут тоже имеется. Шикарный кстати, получился, аж до мурашек безумный:)



Также в картине присутствуют сцены а-ля "Пир во время чумы", "Вобщем, все умерли" и множество абсурдных кадров, цепляющих именно своей абсурдностью.



Люси находит жилище графа, насыпает ему в гроб с землей кусочки освященной просфиры ("Ужо ты повертишься, засыпая, гад!"), затем возвращается, красиво ложится в кровать и ждет Дракулу. Граф приходит, вонзается в шею, да и забывает о рассвете, вследствие чего погибает под лучами солнца.




Люси тоже умирает, а ее муж... тут следует некий сюжетный твист и конец.
А кто все это посмотрел и вытерпел - молодец.

Плавно переходим к фильму 1922 года - "Носферату. Симфония ужаса". Любопытная деталь - Мурнау очень хотел снять экранизацию "Дракулы", но вдова Стокера ему отказала. Но режиссер выкрутился - сменил имена - и появились граф Орлок, Хуттер и Эллен и прочие. Также из сюжета пропали Мина, доктор Сьюард, Квинси Моррис и остальные.

Начинается этот фильм.. ровно так же, как у Херцога - с котят.



И далее становится понятно, что Херцог практически покадрово переснял классику, вплоть до знаковых моментов.





Странные отрывочные фразы персонажей у Херцога выглядят, будто они просто озвучены с интертитров немого кино. Густо подведенные глаза Аджани - из той же оперы: в фильмах на заре кинематографа такой макияж был оправдан, тут же смотрится странно. Поздний фильм повторяет своего предшественника шаг в шаг - но при этом Херцог умудрился убрать большинство интересных и ярких второстепенных персонажей, а оставшихся выхолостить до абсолютной блеклости. Уж на что, казалось бы, Макс Шрек должен нелепо смотреться в гриме того времени, ан нет, впечатляет и ужасает он куда больше Дракулы-Кински, особенно - в движении. Все странные, непонятные и мутные моменты в фильме 79 года в раннем варианте смотрятся органично и логично. Даже больше скажу - фильм Мурнау получился куда более зрелищным, ярким, впечатляющим и красивым, чем у Херцога. Ничего лишнего. Все на своих местах. Саспенс, напряжение (во многом еще за счет музыки), драматичность, шикарные находки - вход шхуны в город, Хуттер в гостях у Дракулы, барабанщик, тень когтистой руки Дракулы на сердце Элен, часы со Смертью (да, да, Херцог и это спер!) и т.д.

Словом, из ряда фильмов о Дракуле (в который, без сомнения, входят ленты "Дракула Брема Стокера" Ф.Ф. Копполы и "Тень вампира"  Мериге) произведение Херцога можно смело выкидывать,  а взамен смотреть неувядающую классику - "Носферату: Симфония ужаса".


За сим откланиваюсь :) Один только вопрос остается после просмотра - "Мистер Херцог... на хрена?!"

Tags: кино, рецензии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Майор Гром: Чумной доктор

    Хороший фильм. А теперь подробнее. Про сюжет Про сюжет и так понятно из трейлера ...скажу лишь, что в целом довольно шаблонно, но эти шаблоны…

  • Майор Гром

    Теперь в онлайн-кинотеатре "Кинопоиска", что весьма кстати, потому что я в кино ну никак не попадала, а посмотреть и хоть как-то поддержать…

  • Люцифер

    У "Люцифера" были, конечно, свои взлеты и падения (хаха, пошутила) но своего обаяния он не терял, а тут, ко 2-й части финального сезона,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal

  • Майор Гром: Чумной доктор

    Хороший фильм. А теперь подробнее. Про сюжет Про сюжет и так понятно из трейлера ...скажу лишь, что в целом довольно шаблонно, но эти шаблоны…

  • Майор Гром

    Теперь в онлайн-кинотеатре "Кинопоиска", что весьма кстати, потому что я в кино ну никак не попадала, а посмотреть и хоть как-то поддержать…

  • Люцифер

    У "Люцифера" были, конечно, свои взлеты и падения (хаха, пошутила) но своего обаяния он не терял, а тут, ко 2-й части финального сезона,…