Член Культа Ортодоксальных Каподастристов (korieversson) wrote,
Член Культа Ортодоксальных Каподастристов
korieversson

Category:

Чужой, Чужого, Чужие, Чужими, Чужому...

... словом, все "Алиены" плюс "Прометей".


На основном фоне приболетия устроила я себе просмотр всех частей "Чужих", тем более что целиком смотрела когда-то только четвертую, а остальные кусками и цитатами. Все же классика фантастики, да и напомнить себе перед просмотром "Прометея", что там откуда пошло, не помешало бы. Так что вот он, обзор пяти фильмов с выводами и мнениями.

"Чужой"\Alien реж. Ридли Скотт


Самая первая и, пожалуй, лучшая часть. Хотя вторая дышит ей в затылок - являясь одновременно продолжением, оммажем и абсолютной противоположностью. Но о различиях и сходствах позднее, пока о самом фильме.
Сюжет, наверное, так или иначе знаком всем, но вкратце изложу: грузовой корабль "Ностромо" с малочисленным экипажем плетется по космосу. Внезапно некий нераспознанный сигнал заставляет главный компьютер корабля (его называют "Мама":)) разморозить членов экипажа и сообщить о находке. Корабль меняет курс, чтобы посетить планетоид, от которого идет сигнал. Команда высаживается, бродит по странному явно инопланетному сооружению, один из членов команды приносит в себе на борт существо (сцена была десятки раз обыграна и спародирована, емнип:)), которое через некоторое время вырастает в Чужого - смертоносную форму жизни с кислотой вместо крови и стандартным набором инстинктов: выживания,  продолжения рода  и убийства, причем последний определяется первыми двумя. К концу этой истории в живых остается только Рипли (легендарная Сигурни Уивер), которая взрывает грузовой корабль и на челноке отбывает в космос, надеясь, что ее подберут.

Это олд скул чистейшей воды. И дело даже не в оформлении корабля - все же в 1979 году "космические" интерьеры состояли из белых панелей и множества лампочек:) - дело в манере подачи сюжета и съемке. Поставлен фильм по нарастающей, и, к моему удивлению, даже при старых-престарых спецэффектах, цепляет в нем каждый кадр. И как-то забываются при просмотре все читаные-виденные фантастические сюжеты. Частично в этом "виноват" Гигер, фанатично одержимый гладко-черными формами и извивами. Частично - оператор, которому удается передать и пустоту космоса, и летящую в нем маленькую коробочку, и неизведанность, и страх. Ну и постановка держит в напряжении - я была в курсе концовки, но замирала на сценах, когда в огромной пещере находят яйца Чужих, и на кадрах  пустого корабля, и на сцене, когда Рипли пробирается через корабль к челноку. Что-то большее, чем просто набор картинок, некая пустота за ними(едва уловимое Кубриковское) - а, скорее, это признак той кино-эпохи: космос враждебен и огромен, люди в нем одновременно карлики и великаны. И цепочка несчастливых обстоятельств, побороть которые оказалось под силу только личной удаче и жажде жизни единственного члена экипажа. Сильное кино и действительно, нестареющая классика. Рипли тут еще молодая, валькириеобразная и невероятно странно-красивая. 


"Чужие"\Aliens реж. Джеймс Камерон

Вторая часть, как я уже написала, является одновременно противоположностью и отражением первой. Совсем другая подача - у Скотта длинные планы, тягучая, напряженная атмосфера, пустота, за которой еще более страшная пустота, бездна, а в ней - Зверь. У Кемерона экшн на экшне, начиная с пробуждения Рипли в больнице.
По сюжету - Рипли таки долетела в крио-камере до цивилизации - только полет этот занял 57 лет. На той планете, где они с командой неосмотрительно сели, строится человеческая колония. Рипли бьет тревогу, ей не верят; но затем связь с колонией прерывается и туда направляют группу спецназа, присовокупив Рипли в качестве консультанта. Во второй части уже не один, а сотни Чужих противостоят людям, а сама Рипли вступит  в схватку с Королевой Чужих. Простой пилот и "девушка, которая просто выживает" становится неким духом мщения, ярости и смерти - именно такая Рипли во второй части.
В целом Кемерон чисто визуально делает множество оммажей в сторону первого фильма - это и висящие в доках цепи, и вращающиеся на столе сферы, и некоторые цветовые решения. Но посмотрите - в первом фильме поступки героев и сами они были человечны и логичны. Это была простая команда, ну пилот, ну техник плюс андроид-медик, ничего особенного - команда грузовика. Они столкнулись со смертельной тварью и погибли, в общем-то, как команда грузовика. В "Чужих" наблюдается странная нелепица, которая поначалу несколько меня смутила. После просмотра уже, когда схлынул адреналин (а его там выше крыши, носятся-баха.т-бегают, причем очень изобретательно), я задумалась - почему этот элитный спецназ так бездарно помер весь как один? Трудно себе представить, что военные идиоты, и однако, вся эта спасательно-военная экспедиция лепит ошибку за ошибкой. Солдаты не подчиняются прямым приказам, глупо прутся вперед всем коллективом, бегают как овцы на заклании, и в итоге гибнут.
Можно сказать, что судьба у них такая сюжетная - ведь в конце должна остаться, следуя классике, одна Рипли (плюс пара раненых дорогих ей людей). Но тут наслаивается нечто еще - подход к фильму у Кемерона скорее мифологический, нежели реалистический. Весь спецназ этот - это не настоящий спецназ:) Это, если позволите, мифологема военной тупости, излишней самоуверенности и беззащитности перед неизведанным. Именно поэтому в сюжете наблюдается странная дыра: ведь либо Рипли не поверили, тогда и не взяли бы с собой и не заставялли рассказывать о  Чужих, либо же поверили (вроде бы), таки взяли (в фильме), но такое ощущение что пропустили мимо ушей все ее доклады. Военные ЗНАЛИ с чем столкнутся. И - полегли все как один.
Мифологичность проявляется во многом другом - и в теме матери-обретенного ребенка и параллелях между Рипли и Королевой-маткой... обе они матери, защищающие своих детей: сцена, когда Рипли, угрожая огнеметом яйцам чужих, вынуждает Королеву дать приках тварям отойти одна из самых сильных в фильме. И сюжетная линия Корпорации (ох, важная для Кемерона, см. "Аватар"), которая готова ради того, чтобы заполучить хоть один образец Чужого, пожертвовать всем и всеми. Словом, Кемерон вынес эту историю уже на уровень Легенды, а там, как известно, свои правила, временами отходящие от жизненности и логики. Ну и центральная фигура Рипли, как я уже писала, - она становится совсем другой. Неким образом, идеей, олицетворением. В следующей части ее попытались перевернуть с ног на голову и очеловечить,  и это кстати, на мой взгляд, одна из причин провальности третьей части.
Словом, "Чужие" Кемерона - это тоже классика. Иная, нежели у Скотта. Настоящий фантастический боевик с Героем с большой буквы. Одновременно и простой, как три копейки, но за счет мощных мифологических аллюзий, гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Пысы Хендриксен в роли Бишопа просто шикарен.


"Чужой-3"\Alien-3 реж. Дэвид Финчер


Третью часть снимал талантливый режиссер Финчер, и он, естественно, выжал все, что мог и с полной отдачей... Но третья часть - самая худшая из всех. Почему? Сейчас попробую разобраться и объяснить свою позицию.
Сюжет сам по себе следует общей канве всех предшественников - есть Рипли, есть некое пространство, на котором резвится Чужой, погибают все кроме бравой лейтенантши... впрочем, тут СПОЙЛЕР, товарищи!:))[Spoiler (click to open)]Рипли-то как раз и погибает в третьей части, жертвуя собой ради окончательной гибели Чужого, и это, пожалуй, единственный большой плюс фильма.
История проста - Рипли, раненый капрал из предыдущего фильма (кхм), спасенная ею девочка и остатки андроида Бишопа (также все из предыдущей части) летят в крио-сне на шлюпке, которая терпит бедствие из-за...оказавшегося на борту яйца Чужого... вы, надеюсь, помните цепочку преображения Чужого? Напоминаю - Королева откладывает яйца, из них вылупляются тварюшки с щупальцами, бросаются на ближайшее живое существо, откладывают внутрь него зародыша и подыхают, отваливаясь. Из зародыша вылупляется уже Чужой, разрывая грудную клетку человеку-носителю, убегает и растет не по дням, а по часам, сбрасывая шкурку. А зетем опля! - и перед нами знакомая тварь с длинным затылком и кучей слюны.
Ладно, что-то я в шутковство ударилась, а это не совсем подходит по стилю третьей части. Потому что она до жути мрачная, постапокалиптическая и беспросветная. Без шуток. Шлюпка Рипли с Чужим на борту сваливается на планету-тюрьму. Едва терраформированную, где заключенные работают на рудно-плавильном заводе. Даже больше - их то там осталось буквально пара десятков, потому что тюрьму хотели закрыть, но они отказались улетать. И еще они все ударились в религию - тоже мрачную и апокалиптическую. 
Чтоб уж потом не отвлекаться на похвальбы и только ругать (кхм) сразу скажу - спасибо третьему фильму за потрясающего Дэнса в роли доктора, за совершенно неуместный, но совершенно потрясающий интерьер, постановку нескольких опять же неуместных но очень мощных сцен и сценаристам за концовку.
Теперь можно начинать ругать.
В минус идет фильму практически все. Он тягуч и местами не о том. Да, расклад вроде бы такой же - замкнутое пространство, Чужой и горстка людей. Но большая часть фильма посвящена не Чужому. И даже не Рипли (кроме концовки). А тем людям, что находятся в тюрьме. Очень объемно показаны все эти отбросы - и это было бы интересно, находись они в другом фильме. Замечательный там саморукоположенный священник новой религии - и он был бы тоже на своем месте  в другом фильме. Словом, Финчер снимал фильм не о Чужих. Он снимал фильм о Тюрьме - и о разных ее трактовках и планах. Да, на фантастическом материале... но...
Мрачно. Затянуто. И, честно говоря, очень тяжко смотреть на протяжении двух часов на страшные, нечеловеческие лица убийц и растлителей, хоть и просыпаются потом в них некие человеческие черты. Люди, согласно третьей части - страшные чудовища похлеще Чужого.
А Рипли... это то, что я имела в виду - Рипли совершенно внезапно для зрителя из воплощения борьбы и ярости второго фильма превращается в третьем в бритую наголо одержимую женщину. Линия ее превращения как персонажа прерывается , причем каким-то даже жалким образом. Она растеряна, она бесправна, ее пытаются насиловать, она просит о смерти...  Если уж была задача перед создателями третьего фильма растоптать Рипли-Героя, то и растаптывать надо было тоже легендарно. А "Чужой-3" больше похож даже не на бездну, а на темную яму, полную гнили и безысходности. В которой нет ничего легендарного.
(вот в четвертом фильме эта цепочка возобновляется, и думаю, вы со мной согласитесь, что  "Простой человек-Герой-Герой\Чудовище" выглядит куда как более естественно)
Единственное светлое пятно (странно звучит, учитывая, что именно там произошло) в этой грязи - концовка. Она искупает всю неуместность третьей части и одновременно перекидывает мостик к четвертой, возвращая нас к удивительному перевоплощению и эволюции Рипли как персонажа.


"Чужой:Воскрешение"\Alien Resurrection реж. Жан-Пьер Жёне


Тут много сказать множество "спасиб" Жан-Пьеру Жёне и сценаристам. Эта часть на втором месте (после творений Скотта и Кемерона). Как я написала выше, круг преображения Рипли замкнулся. Ученые клонировали Рипли, чтобы вынуть из нее зародыш Чужого и разводить этих тварей под присмотром, но для Рипли-клона это даром, естественно, не прошло - как психологически, так и физиологически.
И основная нить сюжета, не отходя от классической уже формы, дополняется весьма важными вопросами. В какой-то мере четвертая часть отсылает ко второй. И чисто визуально Жёне дарит множество подарков, дополняя вселенную Чужих, но и старые "плюшки" не забывает (главный компьютер корабля тут зовут "Отец":)). Плюс Рон Перлман, Бред Дуриф и Райдер в дополнение к Сигурни. Словом, фильм и сам по себе очень хорош, и вселенную дополняет, и сюжетно закольцовывает все, что нужно. Обратили внимание, что по этой части обзор самый короткий? Это потому что придраться не к чему :)

"Прометей"\Prometeus реж. Ридли Скотт




И вот "Прометей". Подбирая картинки к посту у меня как-то само собой выстроилось - во всех частях "Чужих" на них Рипли, а тут - андроид Девид. Мне отчего-то кажется, что он - настоящий главный герой "Прометея" :).
Фильм этот вышел не так давно и об него сломано множество копий. Может, кто-то еще не видел, так что постараюсь обойтись простым обсуждением без пересказа сюжета.
Вроде даже где-то существует первый вариант сценария (без вмешательства Линделофа), и по описанию он несколько стройнее. Сам Скотт то называл фильм "приквелом" ко всей эпопее "Чужих", то открещивался от своих слов, говоря, что фильм только лишь принадлежит к вселенной "Чужих". Словом, они там все никак не могли решить, в какую сторону тянуть сани, и это для фильма было неудачным решением. Да, я знаю, что фильм отбил бюджет и даже заработал немало, так что скорее всего, грядет продолжение уже "Прометея", но... на мой личный взгляд, фильм получился в большей степени неудачным, чем хорошим.
Тут надо еще учитывать, что, как ни убеждал Скотт, что "Прометей" самостоятельное произведение, в целом он выехал на любимой всеми теме и еще на вон том красавце-блондине, который на кадре из фильма голограмму Земли держит. Как я уже сказала - Девид и есть главный герой этого фильма.
Не потому, что все остальные отстойно играют, нет - Нуми Рапас очень хороша, замечательная Шарлиз Терон...  Андроид Девид чисто сюжетно перетягивает на себя одеяло зрительских как внимания, так и симпатий (да, даже в конце! бебебе). 
Скотту надо было на определенном этапе по башке надавать. История во вселенной Чужих - да пожалуйста. Тут тебе и параллели Творцы и их творения (Инженеры-люди-андроид), и ненависть-любовь между ними. Да и связка с основной тетралогией имеется - те самые "Наездники" из первой части. Даже Чужих[Spoiler (click to open)]как продукт экспериментов и причину гибели Инженеровможно было оставить (блин, все-таки от спойлеров и обсуждения их не удержалась). Но тут в фильм врываются  и пытаются вставить квадрат в круглое отверстие мотивы из первых "Чужих" - закрытое пространство, горстка людей, в живых остается только Рипли... Ну, вы поняли. Фильм получился - как здание, построенное из кирпича и стекла. Да и это сочетание можно было бы вытянуть (можно, можно), но - не вытянули. Дебилы-ученые. Лишние сюжтные линии. Тупиковые линии. Ничего не объясняющие линии. Все это влезает в красивую, в общем-то картинку, в любимую всеми нами эстетику гигеровских больных фантазий и в сплетение довольно серьезных вопросов - и рушит их к такой-то матери. В итоге фильм распадается на куски - какие-то смотрятся с придыханием, какие-то заставляют бормотать под нос ругательства.
Я  сильно надеюсь, что ежели Скотт все-таки сподобится делать продолжение "Прометея" (а финал на это напрямую указывает), то он найдет в себе силы отойти от Чужих - не в плане присутствия их вообще, а в плане шаблонного двигания ими сюжета - и снимет достаточно сильное кино, где Девид[Spoiler (click to open)](голова Девида, хо-хо)
и доктор Шоу доберутся таки до[Spoiler (click to open)]Инженеров и устроят им кузькину мать.


В целом к "Прометею" очень много вопросов по логике и эмоциональной составляющей. Хотя снято красиво. И Фассбендер радует глаз и другие органы (уши, а что вы подумали?:))

Ну и естественный вопрос под конец: Какая из частей "Чужих" (условно отнесем сюда и "Прометей") вам нравится больше?
Прилепить опрос почему-то не получается, так что отвечаем в комментариях.
Tags: кино, рецензии, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments