Член Культа Ортодоксальных Каподастристов (korieversson) wrote,
Член Культа Ортодоксальных Каподастристов
korieversson

Category:

«Список Шиндлера»/Schindler's List
1993

Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Лиам Нисон, Бен Кингсли, Рейф Файнс

Фильм снят двадцать лет назад, и я до недавних пор его не видела, так уж вышло – слышала, конечно, и о чем примерно знала – все-таки он прочно вошел как в современную классику кино, так и в мировую культуру. И вот я задумалась – почему же я так и не видела его раньше? Не то чтобы совсем возможности не было. Были. Просто…
Тема фильма трудная, тяжелая. Истребление евреев в Польше, нацизм, Освенцим… И я поняла про себя, что мне было тяжело решиться на просмотр, потому что было стыдно.
Да, мне, хоть и не имею я абсолютно никакого отношения к нацизму и фашизму, хоть и родилась сильно после того, как происходили те события, мне стыдно. Я чувствую некую общечеловеческую ответственность за подобные деяния. Абсурдно, но факт. Мне хочется отвернуться и мучительно укорить себя за то, что мы, человеческие существа, способны на такое.
Мы, конечно, много на что были способны на протяжении веков. И в этом масштабе те далекие события становятся не такими уж далекими – ведь, если вдуматься, прошло всего несколько десятков лет. Не тысячи, не сотни.
Еще я полусознательно избегала фильма, потому что опасалась, что в этой, без сомнения, очень острой теме я обнаружу пафос или даже выдавливание слезы – что как раз наоборот, умалило и опошлило бы для меня значимость тех событий.

Но все оказалось совсем не так, как я опасалась.
Очень мощное кино. Настоящая История.

Фильм снят ровно в той мере задевающим эмоционально, чтобы заставить чувствовать, думать, переживать – но вместе с тем очень просто и честно.
Это история Оскара Шиндлера, немца, члена партии, промышленника и ловкого дельца, который (ни за что не вставлю фразу «тем не менее»!) спас от смерти во время Второй мировой войны больше тысячи евреев.
Шиндлер в фильме – вовсе не праведный борец со злом, не Либератор. Он просто человек – бизнесмен, желающий и умеющий зарабатывать деньги, в том числе и за счет труда евреев, сгоняемых в гетто. Он вовсе не рыцарь без страха и упрека, в нем нет железных принципов гуманизма… они в нем вырабатываются в процессе событий, показанных в фильме. Он – человек. Который не понимал вначале, к чему все идет. Да и методы, которые он использует, чтобы спасти жизни – многие могут придраться к его методам. Он торгуется за каждого еврея, выкупая их у начальника лагеря.
Да, сотни тысяч, миллионы евреев были убиты. Тысяча двести – спасены. Человеком, который просто делал все, что мог и принял решение идти до конца. Не слепо – его речь в конце фильма на фабрике, когда он говорит, что прекрасно понимает, что его и семью будут преследовать, ведь он немец, член партии и эксплуататор – но осознанно.
Не могу сказать, что такое спасение лучше остальных – в пылу боя, на пике чувства справедливости и угнетения, «грудью на амбразуру» - люди разные, и у каждого свой путь; но огромное спасибо Спилбергу, что он показал и такую историю. Когда человек постепенно обнаруживает, что мир сошел с ума. Что он не желает жить в таком мире. Человека, который использует свои сильные качества – обаяние, острый ум, умение проворачивать сделки, договариваться, давать взятки – для спасения людей, у которых совсем не осталось надежды.

Об актерах и фильме.

Лиам Нисон завораживает в роли Шиндлера. Начало фильма… Блестящий, остроумный, дружелюбный делец, тонко все подмечающий и умеющий извлечь выгоду из всего. Он заводит приятельские отношения с военными чинами, ловко убеждает лишенных прав и согнанных в гетто евреев по сути купить ему фабрику, находит рабочих, обходящихся ему очень дешево (тех же евреев)… Он приехал в Краков почти без денег и за короткое время сумел достичь огромных прибылей. В фильме Шиндлер говорит жене – «Война это лучший способ для развития бизнеса».
Но постепенно… и вот это «постепенно» Нисон показал великолепно – Шиндлер понимает, что происходящее вокруг уже не входит в рамки «поймай свой шанс, пока другие его потеряли». Целая нация ставит своей целью уничтожить другую нацию. Впоследствии один из чинов СС говорит: «Это уже не старомодные национальные разговоры про превосходство, это официальная политика страны».
Переломным моментом для Шиндлера становятся события уничтожения краковского гетто – и девочка в красном пальто.
Ицхак Штерн, блестяще сыгранный Беном Кингсли, очень непростой персонаж. Нет, он цельный и понятный – умный и воспитанный пожилой человек, загнанный в невыносимые условия, пытающийся помочь своим как может. Он подделывает рабочие документы, чтобы направлять живущих в гетто евреев на фабрику, где и безопаснее, и есть хорошая работа. Интеллигентный, безропотный, тихий. Ни грамма пафоса. И как они общаются с Шиндлером – взглядами, намеками. Штерн прекрасно видит, что происходит с Шиндлером. Не подталкивает его, не пытается горячими речами переубедить, - ведь действительно, этот путь к человечности человек должен проделать сам. Просто находится рядом и делает все, что может.
Вот эта особенная храбрость, именно «делать все, что можешь», является одной из особенностей этой истории. Без громких речей, без разрывания тельняшки на груди… и отлично понимая, что жизнь твоя не стоит ни гроша, но – не опуская руки, не жалуясь.

На другом полюсе еще одна великолепная актерская работа. Рейф Файнс сыграл немецкого офицера СС Амона Гёта, начальника лагеря Плашув. Человек без моральных принципов, истово верящий в превосходство белой расы. Евреев он сравнивает с крысами, они для него – не люди. Он по-своему умен, хитер. Без сомнения, психопат. Очень сильная сцена разговора с Шиндлером, когда тот пытается исподволь подвести Гёта к мысли, что власть может зиждиться на милосердии, на «не-убийстве» и сцена, когда Гёт пробует на себя образ всепрощающего императора у зеркала – пробирает до дрожи.

Фильм снят черно-белым, и это решение Спилберга в итоге придало фильму отточенность, резкость, правдивость. Ничего лишнего. И очень лаконичные, и от того еще более страшные сцены в гетто, в лагерях – в Плашуве и Освенциме.
Зная, что смотреть было трудно, я заранее приготовилась, ожесточилась… но хватило меня ненадолго. Собственно, «сломалась» я на сцене вокзала и груды личных вещей евреев, на стопках фотографий… И после этого прекратила сдерживаться, понимая, что эти эмоции – правильные, их нельзя гасить и пытаться подавить.
Потому что каждому, наверное, нужно испытать это – сильное чувство стыда, и сопереживания, и понимания.
И в конце… Это было тем самым катарсисом – видеть плачущего Шиндлера, который повторяет снова и снова во внезапном бессильном озарении: «Я мог бы спасти больше, больше», и чувствовать то же, что и он.
Исключительное кино. Его надо увидеть всякому… просто каждому в свое время.



























Tags: кино, рецензии
Subscribe

  • Флешмоб ЖЖ: 10 лет назад

    Тут по всему интернету идет флешмоб про то, что с нами было и какие мы были 10 лет назад. В Фейсбуке в основном с фото, а ЖЖ предложил вспомнить…

  • Приехала

    Я приехала из отдыха (в течение которого все равно два дня успела поработать), ездила в Краснодар, где все цветет. Правда. Прям вот так тепло, что…

  • Новая прическа

    Хотела про двух Гоголей написать. Но пока не. Повредила руку в запястье (потянула, что ли, не знаю), большие куски текста не освою. Кстати, други,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Флешмоб ЖЖ: 10 лет назад

    Тут по всему интернету идет флешмоб про то, что с нами было и какие мы были 10 лет назад. В Фейсбуке в основном с фото, а ЖЖ предложил вспомнить…

  • Приехала

    Я приехала из отдыха (в течение которого все равно два дня успела поработать), ездила в Краснодар, где все цветет. Правда. Прям вот так тепло, что…

  • Новая прическа

    Хотела про двух Гоголей написать. Но пока не. Повредила руку в запястье (потянула, что ли, не знаю), большие куски текста не освою. Кстати, други,…