Член Культа Ортодоксальных Каподастристов (korieversson) wrote,
Член Культа Ортодоксальных Каподастристов
korieversson

Categories:

ДокторА

Doctor-Who-Season-8-Poster-Wallpaper

(*мужественно преодолевая желание полезть читать пост still_raining про 12-го* ) :)))
Ну вот я и досмотрела до конца текущего сезона  Двенадцатого Доктора, и, как обещала, напишу про свои сложные и в конечном итоге, удовлетворительные отношения с Одиннадцатым и собственно, Двенадцатым.
Заранее sorry что не пишу про Десятого с Девятым. Иначе я бы вообще из-за стола встала через неделю. Все, что вам нужно знать – это то что я очень люблю именно Девятого и Десятого, а последний до сих пор на первом месте как в памяти, так и «в сердце», т.е.  Теннант – стопроцентно мой Доктор.
С Одиннадцатым у меня не складывалось. Начиная с перерождения и появления Мэтта Смита.
Причем поймите правильно – стадию «откуда тут какой-то посторонний мужик?!» я прошла еще на Девятом :) То есть я реально не в курсе была, что Докторов – их много, и сериал длится десятки лет и вобщем-то в саму историю и структуру сериала заложено то, что со временем главгерой меняется, причем иногда кардинально.
(Тут вступают валторны и подкатывается крутая философская пурга про то, что Доктор – не личность, а концепция, а то и аллегория, и прочия, и прочия, но мы быстро минуем эту часть:))
Так что когда из Тардис вывалился Теннант в куртке Девятого, все во мне завопило «Хуизит» и прочие нехорошие слова. Но Дэвид быстренько завоевал и доверие, и зрительскую любовь, а потом я прониклась таким подходом. Так что теоретически я была готова к появлению Одиннадцатого. Но.
Смита я невзлюбила сразу, по нескольким причинам. Во-первых, уж простите поклонники, он страшный.



Местами даже отторгающая у него внешность: очень глубоко посаженные глаза, нависшие брови, огромная челюсть и прочее. Я имею в виду – ну все мы люди и хочешь-нехочешь а мозг все равно считывает с внешности определенные признаки. А у Смита они кричат: «Беги! Это страшный неандерталец псих!» :))) Т.е. «работать» ему пришлось вопреки внешности. Моффат в каком-то интервью говорил, что выбрал Мэтта за «стариковские глаза». Кстати, охотно верю.
Так что внешность – раз. Второе: Смит отнюдь не сразу въехал в Доктора вообще и в «Теннанта» в частности. Если Дэвид при первом появлении отчетливо давал «остатки Экклстона», тут было какое-то чужеродное тело.
И третье. В первых сериях Доктор вел себя отвратительно. Окончательным поводом к разрыву послужила серия, где он на крыше орал что-то типа «Бойтесь меня ибо я Доктор, сопляки поганые, моргала выколю…» и прочие несуразности. С тонной пафоса и самолюбования на пределе заевшей пластинки. В тот момент я чертыхнулась и выключила. На Десятом Докторе у меня сердце болело, насколько чужой и одновременно человечный он мог быть. А тут…
Но вот я вернулась к Одиннадцатому – потому что хотела посмотреть на Капальди, уж так сильно, что готова была прожевать многое. И продраться сквозь дебри.
Начала пересматривать… и внезапно выяснилось, что память таки меня подвела, и выключила я не на той серии, а позже – после первого сезона. И даже захватила кусочек второго.
Ну, колея была уже наезжена, так что… я покатилась дальше с того места, на котором закончила.
Тут еще одно лирическое отступление:  сразу хочу откреститься от звания «суперфаната Доктора». Я его безмерно люблю, но не выдам на гора сюжеты всех серий подряд, не смогу сказать, в какой по номеру серии появился Бэд Вульф, например, и в памяти уже несколько стерлись мелочи. Поэтому, если кому и придет в голову со мной подискутировать в духе «А как же та фраза, которую сказал 11-й на пятой минуте шестой серии второго сезона?», его ждет разочарование. А так и что – с меня взятки гладки. Я не фанат, я любитель:) И весь мой анализ, я сразу это признаю,  он в большей степени основан на сложившемся образе (образах) и том, что помнится, а не на доскональных цитатах.
Так вот, Доктор Смит у меня на протяжении всего первого и второго сезонов вызывал постоянное раздражение расхождением с тем образом, который был уже выстроен. Причем не в духе «ах, он носит бабочку вместо плаща», а на уровне концепции, построения сюжетов. Т.е. назывался бы сериал «Приключения чувака в феске во времени и пространстве», не было бы претензий. Разве что в плагиате по поводу синей будки:) А так – ломалось и хрустело все, что составляло личность Доктора и его (тут вступают валторны про аллегорию, концепцию и пр) все остальное. И опять же, поднявшись над сериалом немножко ввысь, ткскть, окинув его взглядом, все казалось «неправильным».
Спустя какое-то время я поняла, что было не так.
Хотя надо отдать должое – Моффат все претензии к «пафосному Доктору, хвастающемуся победами над врагами» снял моментально. И все это оказалось большой (весьма неплохой) и хитроумной задумкой. Я имею в виду серию, когда Ривер Доктору открывает глаза на его нынешнюю суть\поведение. И про то, что его имя на одной из планет стало значить «Великий воин».  Тут – да, снимаю шляпу. Я попалась в эту ловушку, ворчала по поводу докторских замашек, а оказалось все частью плана и сюжета. Супер. Окей.
Тогда почему после все равно осталось чувство «поломанности»?
И вот что мне пришло в голову, подумалось и почувствовалось.
Весь Одиннадцатый Доктор и подавляющее число его историй и сюжетов серий – они о Страхе.
Моффат офигенно умеет пугать, тут ему пальму первенства. Вспомнить «ангелов» и ужаснуться, называется. Его фантазии принадлежат и другие очень, очень страшные (реально!) существа, которые забывались, как отвернешься. Вообще вся линия с ними очень сильная, лихая и неожиданная. И страшная. И каждая серия моффатовского пера в тех сезонах – про страшное и о страшном и страшно-страшная. И еще, будто этого было мало, Моффат вернул ангелов. Еще. А потом еще. А потом еще, так что стало уже даже немного смешно (really? Статуя свободы? ) да еще и немного свое же устройство поломал в угоду страшности: сколько раз там ангелы грозно стояли, ощерив пасти, хотя народ вокруг и моргал, и отворачивался, или вообще устраивал длинные диалоги, не смотря вокруг.
Я все понимаю. Доктор вообще-то, понятное дело, путешествует по Вселенной и встречает всякое. И сюжетно необходимо, чтобы истории были не про часовое нюхание цветочков. Доктор обычно прибывает туда, где какие-то траблы. Или загадки. Или возможность узнать что-то новое\неожиданное. Или помочь кому-то.  Или повеселиться, попутно спасая планету. Или..
А вот нет у Моффата «или». За редкими исключениями, когда приходят другие сильные сценаристы, вроде того же Геттиса, никаких «или». В сезонах 9-го и 10-го было всякое – основные темы  о Сострадании. О Терпении. О Выборе. Об Искуплении.
Что, в предыдуших сезонах не было ничего страшного? Было. И существа, и ситуации, и гнались кто-то за кем-то, и убегали, и прятались, и сражались, но.. всегда это было частью сюжета. Не сутью его.
Для меня все сезоны Моффата про Одиннадцатого – о Страхе.
И этим, в общем, все сказано. Добавлю только, что, похоже 12-й у нас вынужден жить в «Истории о Лжи».
Такой подход имеет место быть. И право на существование. Но мне не нравится. Хотя многими отдельными историями в «эпохе 11-го» я увлекалась, игрой актеров (в основном) наслаждалась, и в целом он вышел запоминающимся; Капальди был вообще причиной того, что я вернулась к Докторам, он чудесный и откровенно скрашивает эмоциональную мутность прошедшего сезона, НО… Думаю, теперь понятно, почему я считаю, что «эра РТД» остается недостижимой вершиной для нынешнего(-них) шоураннера. Ибо из произведения, которое реально брало за душу, сериал превратился в интересное, местами раздражающее, но воспринимаемое почти исключительно мозгом действо.
Теперь о втором эшелоне священных коров :)
Известно, что в стане смотрящих «Докторов» постоянно происходят два баттла (как в Вальгалле, чесслово, нету покоя фанатам, круглосуточно бои:)) – по поводу Докторов и по поводу их спутников.
Я сейчас попытаюсь сказать вкратце и перейти к 12-му Доктору.

Эми Понд мне крайне не нравится. Мало того, что чисто по-человечески она раздражает, в особенности тем, что с первой же серии общается с Доктором так, будто он ее на пять лет младше и при этом еще ее «бывший» которого она то чморит, то пытается неумело склонить к интиму (по крайней мере так многие ее ужимки смотрятся) -  так еще она глупа, бесчувственна (когда дело не касается ее самой, любимой, она бревно эмоциональное), уныла и кхм… как бы сказать… ограниченно-мещанская. При этом ничего, за что ее можно полюбить, мне как зрителю, не дали. Была бы она глупа, но при этом добра, например (вот Донна не отличалась особым интеллектом, но была по-женски мудра и добра и веселая к тому же) или, например, была бы холодна, но умна и саркастична – окей. Но в ней нет НИЧЕГО, за что можно ее полюбить или хотя бы понять, что ЭТО делает рядом с Доктором. И при том ЭТО пытается вешаться на Доктора, причем в самом худшем варианте - даже не влюбленно-романтично, а как-то очень... плотски, что ли. Типа  - да простят меня поклонники, я даже под спойлер спрячу, но других слов у меня нет:
[Spoiler (click to open)]
Рори такой милый, но Доктор, я хочу тебя трахнуть. *через пять минут* Рори отвернулся, давай потрахаемся, Доктор?
Рори. Он – лапочка. Просто чудесный, верный, храбрый, верный, милый, симпатичный, верный, лопоухий и рыжий, верный.
Заметили, сколько раз я употребила слово «верный»? В этом-то и загвоздка. При том, что актер очень классный, и в целом персонаж-то крайне интересный и положительный, мне так часто давили на эту «верность» в восприятии Рори, что под конец стало раздражать. НО – это нормально, такие люди есть на свете, и преувеличенной щенячьей преданностью вполне можно достать до печенок; словом, я себе представляла, что Спутник Доктора на самом деле Рори, а Эми просто рядом ошивается… Хотя у Рори есть еще один огромный недостаток. Он любит Эми.
Могу сказать тем, кто еще раздумывает, смотреть или нет Одиннадцатого – в принципе, вполне можно. Если то, что я перечислила выше, вас не коробит. Там есть интересные серии, есть шикарная Ривер (хотя серия «про Гитлера» меня заставила передернуться не раз, даже сама не понимаю до конца, почему – надо проанализировать). Там живая Тардис (!) и чудесные приключения в викторианском Лондоне. Но… см. выше.
Фух, с Одиннадцатым более-менее разобрались.
*уворачивается от вагона тапок*
Двенадцатый…
Капальди...


Ой, простите. Не то. Вот:



Ай, сорри. Опять не тот :) Ну какой же фактурный...а, простите, отвлеклась

Почти попала... Ну, хотя бы сериал Тот :


Сейчас... сейчас...

Вооооооот

Тут одновременно и сложнее, и проще. Сложнее – потому что внезапно в прошедшем сезоне появились нотки Того Самого За Что Я Полюбила Доктора Ваще. И если раньше я могла смотреть типа «Это не мой Доктор, я просто наблюдаю за сюжетом», то теперь это сделать сложнее. В основном – из-за Капальди.
Права была strengeress, написав в одном из постов, что Капальди  (и это видно) кое-где дает Доктора, превозмогая общую направленность, вопреки скорее. И как актер он лучше (прости Смит), и персонажа чувствует точнее. И некоторые серии настроением и сюжетом ближе к тому, что было. Опять же, не говорю, что в последней инстанции РТД и 9-й с 10-м абсолютная истина и канон и нельзя экспериментировать и смещать хоть на миллиметр. Нет. Думаю, те кто смотрел Докторов старых, тоже могли бы предъявить кучу претензий РТД и его «перезагрузке». Но с 11-м было ощущение, что там "играют в Доктора", нацепив маски и вообще-то исполняя "Гамлета и Красную шапочку".  А тут внезапно вернулось что-то эдакое...
И вот потому и проще тоже – меньше надо напрягаться, твердя себе про «не моего Доктора». И сложнее, потому что, расслабившись, получаешь вдруг типично «моффатовское» под дых. Как я уже говорила выше, этот сезон посвящен Лжи. И, если в случае Страха раньше было «сюжет у нас про страх, главная эмоция – страх, мораль – тоже страх  и делаем мы это для страха», то в этом сезоне все же проглядывают прежние обертона, что не может не радовать. Хотя и тут Моффат спел арию «Кто шуршит под кроватью», хотя некоторые критики утверждали, что кое-какие музыкальные фразы взяты из его прежних работ, а аранжировка вообще никак не поменялась со времен «Ангелов».
(Это я про Listen, если кто не понял:))
В этом сезоне Доктор, кстати, честнее. И по отношению к зрителю, и к самому себе (в противовес основной Идее, "Лжи"), и наконец все более-менее уравновешивается. Потому что с Одиннадцатым уравновесить страх было нечем. Тут – Двенадцатый, если заметили, совершает ряд серьезных, некрасивых местами или жестоких поступков, но не скрывает их некрасивость или жестокость. Да, манипулятор. Местами по-алиенски безжалостный (типа а вы что, не знали? Забыли?). Да, иногда он настолько тотально может заботиться о ком-то (человеке, расе, человечестве целиком), что очень опять-таки жестоко вручить этому самому человеку главный рычаг. Выбирай. И вот эта двойственность, она вернулась, и это хорошо, мне этого не хватало. Ведь инаковость Доктора она не просто в эксцентричности заключается, фесках и кривлянии. А еще и в том что а) он Другой и б) ему 2 тысячи лет
(учитывая насыщенность его жизни всякими приключениями, которые он сам себе на пятую точку ищет, думаю, там даже «год за два»)

В этом сезоне наконец-то про это вспомнили. И спасибо-спасибо еще раз Капальди. За бесценные моменты.
Уф… Клара Освальд  и Дэнни Пинк.
Тут почитала в сообществе – принято ругать Пинка, мечтательно при этом закатывая глаза и говоря «Вот Рори…». Ну, тут я только одно скажу. Люди разные. И Дэнни – вполне живой получился, все его тараканы понятны, а некоторые и вовсе не тараканы, а достоинства. Мне Дэнни нравится. Если (любимое развлечение фандома, угу) сравнивать с Рори: он НЕ инфантил, он предан Кларе осознанно, а не потому что это его Суть (читай извращенная фантазия сценаристов) и у него есть достоинство, понятие о чести и о Долге. Именно так, с большой буквы, см. финальную.
Клара же… тут опять, сложнее и проще. Она, бесспорно, куда приятнее (лично для меня) , чем Эми. В «ипостаси» девушки с потерпевшего крушение лайнера или из викторианских времен так даже вообще шикарная.  Думаю, тут еще сыграло то, что когда персонаж находится на орбите «второстепенных-одномоментно появляющихся-регулярно но редко появляющихся», к нему другое зрительское отношение изначально. Да и сценаристы не так связаны по рукам и ногам. А вот когда этот кто-то перемещается из той орбиты в ближнюю, тут требования выше. Ибо это уже «Спутник Доктора» и тут же возникает вопрос: отчего Доктор выбрал его\ее? Почему возвращается? Почему он\а ему интересны? Чем трогают его сердце? И тут Клара, в принципе, справляется (хотя многие пишет что мол, она после этого «сближения» испортилась) а местами даже очень хороша.
И финал. А знаете, мальчики и девочки, может я слишком уж воодушевилась тем, что вернулись былые дух и атмосфера, но меня почти все устроило. За исключением нескольких мелочей. Это учитывая, что я верю в -
[Spoiler (click to open)]
то, что Доктор не мог так легко убить Мастера или дать его убить - по куче, куче причин. Начиная с незакрытого гештальта. А "Дай, Клара, я сам, чтобы душа твоя не пачкалась убийством" звучит слишком глупо, чтобы быть правдой. С другой стороны, если (!) вдруг окажется что все ровно так и было, то тогда это будет самый-самый эпик фейл за всю историю Докторов
И собственно по поводу


Тут под спойлер:
[Spoiler (click to open)]
Я сразу обмолвлюсь - я обожаю Мастера. И Мастера Симма. В особенности. Это что-то гениальное. Но... Сам по себе персонаж Мастера был настолько сильный и интересный, что у меня нет-нет а проглядывало сожаление, что он пропал... Однако я прекрасно понимала, что очень часто (чаще, чем хочется) случается так, что ты возвращаешь то, что полюбилось, а оно уже совсем не радует.. и "не торт". Однако с Мисси -и это 99% заслуга актрисы - разочарования не произошло. Местами остались непонятки (я буду ждать в след сезоне кое-каких разъяснений по поводу Мастера, сценаристы задолжали), но в целом - возвращение было, надо признать, сильным, неожиданным и щемящим. Только прервалось довольно эээ сумбурно. Но надежда есть. Ведь блестящий Мастер вернулся - даже учитывая общий настрой "I'm banana", сердце трепыхнулось, и грустно стало. Но вместе с тем, обратите внимание, это как раз та самая особенность 9-го и 10-го, при погружении и драматичности, и при том что ты веришь-веришь, есть некая легкость. Ничего не давит... это тоже "вернулось", халвы сценаристам. И чуть-чуть Моффату, можно :)



Финал - великолепный. Особенно самый конец. Разговор (объятия!) и самый-самый финальный отрывок... Словом, сейчас я жду рождественского эпизода и следующего сезона куда сильнее, чем в "эпоху 11-го".
Хочу дуэта Капальди и Кингстон и Капальди и Барроумена. Да, я жадная:)
Tags: doctorwho, любимцы, сериалы
Subscribe

  • Прикольно :)

    Смотрю (пересматриваю) сейчас для работы "Крепкий орешек". ТАК ВОТ к чему была отсылка в "Майоре Громе" :) А я и забыла, так…

  • Сайт Школы SM-School и моего писательского курса

    Ура! Запустили сайт нашей онлайн-школы! Я очень рада и горжусь всеми, теперь все дороги открыты. Похвастаюсь сайтом - у меня тут курс по…

  • Отключила

    кириллические сервисы. Поиграться в "Это вы писали 15 лет назад" прикольно, но мне столько промо полезло! Причем раздражающего. Я вроде по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments

  • Прикольно :)

    Смотрю (пересматриваю) сейчас для работы "Крепкий орешек". ТАК ВОТ к чему была отсылка в "Майоре Громе" :) А я и забыла, так…

  • Сайт Школы SM-School и моего писательского курса

    Ура! Запустили сайт нашей онлайн-школы! Я очень рада и горжусь всеми, теперь все дороги открыты. Похвастаюсь сайтом - у меня тут курс по…

  • Отключила

    кириллические сервисы. Поиграться в "Это вы писали 15 лет назад" прикольно, но мне столько промо полезло! Причем раздражающего. Я вроде по…