Член Культа Ортодоксальных Каподастристов (korieversson) wrote,
Член Культа Ортодоксальных Каподастристов
korieversson

Categories:

Поклонникам Такеши Китано и "Королевской битвы"

Очень интересная статья


Оригинал взят у felix_zilich в Японский кинематограф. Год 2000 (1)


(c) http://www.kinopoisk.ru/blogs/express/post/4419/



В 2000 году японский кинематограф был на самом острие атаки. Оказавшись под прицелом после Звонка и первых фильмов Такаси Миике, он смог выдать целую пачку шлягеров, которые прицельно били даже по западному зрителю. И в первую очередь это были Королевская битва, Брат якудзы, Понедельник и Версус.

01. Королевская битва / Battle Royale







В 1996 году Косюн Таками, 27-летний репортер из провинциальной газеты Shikoku Shimbun, увольняется с работы, чтобы стать профессиональным писателем. За считанные месяцы он дописывает свою первую книгу «Королевская битва», но с удивлением видит, что никто не спешит её издавать. Даже в престижном литературном конкурсе на лучший роман года в стиле «хоррор» рукопись встречает серьезные проблемы, когда члены комиссии заявляют, что если в книге школьники убивают других школьников, то это уже борщ. Рукопись три года болтается по редакциям, пока не попадает наконец в небольшое контркультурное издательство Ohta Publishing.

К тому моменту Ohta Publishing, говорят, было карманным издательством Такеши Китано, которое он создал в 1985 году, чтобы издавать всякий забавный неформат — эротическую мангу, книжки про маньяков, альбомы самого Китаныча и прочие забавы. Ohta решает издать «Королевскую битву», книга становится национальным бестселлером и издаётся, в итоге, тиражом в миллион (!) экземпляров.



Писателя сразу же приглашают сценарить мангу по своей книге для журнала Young Champion, чем он занимается следующие пять лет. Позднее Таками расскажет, что персонажи в его книге были откровенно картонными, а вот в манге он наконец смог выложиться по полной программе и выписать каждого. Целых пятнадцать томов выписывал. Профессиональным писателем, кстати, Таками так и не станет. После «Королевской битвы» ни одного произведения больше не издаст.

Но зато уже в конце 1999 года японская студия-мейджор Toei приступила к съемкам экранизации книжки Таками, а это начало длинной, интересной и совершенно иной истории.

Началась она с того, что 69-летний классик Киндзи Фукасаку прочитал роман и заявил — я это сделаю. Позднее он расскажет, что мотиватором к этому решению стали воспоминания из прошлого, которые прекрасно легли на книгу. В конце Второй Мировой войны, когда союзники уже вовсю бомбили японские города, 15-летний Киндзи и его сверстники работали целыми днями на заводе по производству снарядов. В июле 1945 года завод попал под бомбёжку. Выжили только те, кто успел вовремя спрятаться под трупами своих одноклассников и кому повезло.

Именно тогда, говорит Фукасаку, мы поняли, что ненавидим взрослых. И их уродские игры.





Я, кстати, вам всю эту предысторию столь подробно выписываю лишь потому, что уверен, в 2015 году все прекрасно знают, что такое Королевская битва. Если все же нет — пять-шесть слов о том, в чем, собственно, сыр-бор и сюжет книги — фильма.

В недалеком будущем (быть может, альтернативном настоящем или даже совсем не альтернативном) взрослые решают, что детям не хватает серьезности. Школы пустуют, подростки занимаются ерундой, связь между поколениями совсем потеряна. Чтобы запугать и замотивировать школоту правительство учреждает проект 68. Каждый год со всей Японии выбираются лотерей 50 выпускных 11-х классов, которым предстоит принять участие в игре под названием “Королевская битва”.

Что такое “Королевская битва”? Весь класс вывозят на необитаемый остров, где каждому ученику дают еды, воды и оружия, а потом говорят — а теперь убивайте друг друга. У вас есть трое суток, по истечению которых в живых должен остаться только один. Если выживет больше, то ошейники на ваших шеях сдетонируют и сделают ничью. Go!

Школьники плачут, кричат, стонут, но потом начинают жрать кактус. Убивают друг друга или себя. Важная деталь: оружие все получают по рэндому. Кому — автомат, а кому — крышка от кастрюли.



Фильм вызвал адский резонанс. Японское правительство пыталось его всячески запрещать. В прессе кричали о том, что современные медиа совсем берегов не видят и вся ответственность за несовершеннолетнюю преступность лежит на тех, кто снимает подобные фильмы. Фукасаку в ответ аппелировал сразу к школьникам. “Они запретили вам смотреть это в кино, но попытайтесь все же проникнуть в кинозалы — я вас в этом всячески поддерживаю”.

В Америке картину допустили в прокат лишь 11 лет спустя. Первым прокатчикам, которые планировали выпустить Битву почти сразу, говорят, просто пригрозили тюрьмой. Дело в том, что в апреле 1999 года случилась легендарная бойня в Колумбине, когда два старшеклассника убили и покалечили около полусотни человек. Америку после этого люто лихорадило, поэтому доставалось на орехи даже фильмам типа Матрицы.

В 2006 году, когда шум слегка поутих, Рой Ли купил права на американский ремейк, но спустя полгода в Виргинском политехе местный студент убил 32 человека и стало ясно, что ремейка никогда не будет. Обстановка совсем не та.

В 2012 году продюсеры с телеканала CW заикнулись, что хотят сделать Королевскую битву в формате сериала, но тот час приключилась бойня в кинотеатре города Аврора, а потом еще и в начальной школе Сэнди-Хук. CW, разумеется, предпочли полностью изменить концепт.

Так появился сериал Сотня.



На самом деле, клонов было море. В 2008 году 45-летняя писательница Сьюзан Коллинз выпустила книгу Голодные игры. Позднее она неоднократно говорила, что никогда даже слыхом не слыхивала про Королевскую битву, а на написание книги ее подвигли греческая мифология и современные реалити-шоу не телевидении. Поверить в это сложно.

Особенно, если вспомнить, что роман Королевская битва заметно отличается от фильма. В книге Косюна Таками изображена по сути Америка Сьюзан Коллинз либо…. Россия образца 2015 года. Страна в кризисе, под бесконечными санкциями, но при этом в совершенно безумном приступе патриотизма, который на чистом глазу порождает макабрические штуки типа Королевской битвы.

Американские кроссовки в этой стране под запретом, современная рок-музыка — инструмент госдепа, разлагающий японскую душу.





Но не будем о зябликах. Давайте лучше вспомним, что осталось нам от Королевской битвы 15 лет спустя. Во-первых, актеры. Для начала, Такеши Китано, который играет учителя… Китано. В книге его функции выполняет совершенно другой персонаж, но это здесь не имеет значения. Китано великолепно вписывается в сюжет.

Плюс — тень Замка Китано за спиной добавляют его присутствию дополнительное измерение.



Тацуя Фудзивара и Ко Сибасаки — теперь топовые звезды. И роли в Битве сыграли в этом не последнюю роль. Тиаки Курияма и Аки Маэда — звезды потише, но первая почти сразу побывала на съемочной площадке у Тарантино. Говорят, Квен хотел длу дуэта и Сибасаки, но не срослось.

Героический Таро Ямамото продолжает играть в кино, но больше времени уделяет политике. Тащит за социалистов. Пару лет назад дошел до самого императора, а последний год обещал согнать миллион японцев на местный майдан, когда правительство протащило местный “закон о забвении”. Одним словом, дело Королевской битвы живёт.







02. Брат якудзы / Brother





Где-то в Японии два клана якудза сожрали друг друга. Оябун одного из кланов убит, его выжившие последователи грустно пытаются влиться в команду бывших врагов. Персонажа Такеши Китано — старого гангстера по имени Ямамото — враги к себе не зовут и вообще предполагают убить руками бывших товарищей. Товарищи, к счастью, в Бэттл Рояль не играли, поэтому предлагают Ямамото удобный для всех вариант — сбежать из страны.

Например, в Штаты, где у него есть сводный младший брат.

Ямамото приезжает в Америку и видит, что братишка фарцует на улице наркотой вместе с черными шестёрками. Ямамото не знает английского, говорит по жизни еще меньше, но когда латинский пушер попытался сьездить младшенькому по роже, Ямамото обиделся и отжал у мексов весь бизнес по торговлей порошком. Предварительно всех врагов перестреляв.

Вскоре японец и его афро становятся самыми крутыми пацанами на районе, а со временем подминают пол себя даже азиатов из Маленького Токио. Но дао любого настоящего бандита всегда одинаково: сколько веревочке не виться…





В конце 90-х Китано устал от фильмов про якудза, но дабы почесать за ушком у фанатов и заработать денег для Kitano Office он продолжал этим иногда заниматься.

Якудза в Америке среди черной братвы — high concept в чистом виде, но при этом фильм все равно вышел излишне расслабленным и немного усталым. Начинается он прекрасно (первые полчса — старый добрый нинкё-эйга до последней запятой) но в середине провисает, не пытаясь ничего предлагать зрителю взамен, кроме самоцитат и повторов.

К счастью, саундтрек от Джо Хисаиши и удачный кастинг спасают ситуацию и все же делают фильм культовым. На переднем плане — Омар Эппс из Доктора Хауса. Где-то в латинской массовке — Амори Ноласко из Prison Break и стэндапер Ломбардо Бояр. Японцы тоже для западного зрителя хорошо знакомые. Масая Като уже был к тому моменту главным злодеем из Драйва и Плачушего убийцы, а Рю Исибаси — образцом бандитской лояльности из Back To Back и American Yakuza.

Но главным соавтором на этом проекте стал для Китано даже не композитор, а фэшн-дизайнер Ёдзи Ямамото, с которым они работали впервые. Знаменитый мастер олдового стиля ваби-саби Ямамото всегда отрицал дизайнерские шмотки в обтяжку, поэтому все китановские бандиты (будь то японцы или латиносы) ходят на экране в этом фильме исключительно в мешковатых костюмах.

И фамилия у главного героя, возможно, тоже не случайная.







03. Понедельник / Monday







Клерковский служащий Коити Такаги просыпается в гостиничном номере. Похмелье — жуткое, в голове — пустота, на часах — утро понедельника. Такаги не помнит как и почему здесь очутился, но постепенно прошлое начинает к нему возвращаться. Очень неприятное и болезненное прошлое, из которого становится понятно, почему на прикроватном столике лежит помповик, в гостинице нет ни души, а под окном — отряд спецназа, готовый начать штурм..

А ведь все начиналось очень мирно. В пятницу вечером Такаги и его коллеги по работе пришли на поминки молодого сотрудника. В процессе поминок выяснилось, что у покойного забыли удалить кардиостимулятор, семейный врач в отпуске, а, значит, кто-то должен взять со стола нож и вырезать его прямо здесь и сейчас.

Потом еще за романтическим ужином девушка, сука такая, сообщила Такаги о том, что они расстаются…. а где один стакан саке или вискаря — там уже второй и третий.





Экзистенциальная черная комедия о вреде пьянства. C якудза, спецназом и великолепным Синъити Цуцуми в главной роли, который снимался в те годы у режиссера Сабу в каждом фильме.

В отличии от первых проектов Сабу на этот раз включил режим махрового интеллектуала, что принесло ему, в итоге, пару второплановых призов на фестивале в Берлине, а его картине — не поверите! — слот в российском прокате и заметное место в таком придуманном на Западе явлении как “азиатский экстрим”.

В небольших ролях — море звезд. Например, в роли Сатаны (да, там есть даже Сатана) появится главный классик театра буто Акадзи Маро.



04. Версус / Versus







Неизвестный клиент нанимает бригаду бандитов, чтобы освободить из тюрьмы двух молодых зеков. Побег организован удачно. Бандиты привозят заключенных в лес и ждут появления своего клиента. Бандиты на жутких понтах, зеки — тем более. Слово за слово, все хватаются за ножи и пистолеты.

Бэнг-бэнг-бэнг! Бригадир бандитов убит. Он падает на траву с пулей в голове, но через минуту возвращается в виде кровожадного зомбака. Оказывается, все, кто умер в этом лесу, восстают сегодня из мертвых. А если учесть, что бандиты уже несколько лет хоронили на этой поляне своих жертв и конкурентов, то опушка очень быстро оказывается заполнена гниющими мертвяками, у которых стволы в руках и полуразложившийся палец на курке.

Бэнг-бэнг-бэнг-бэнг-бэнг!

Но это цветочки. Фильм начинался с титра о том, что на планете есть 666 мест, где мир живых и мир мертвых соприкасаются очень близко. Раз в несколько столетий представитель сил Тьмы пытается открыть портал между мирами, а представитель сил Света — старается ему помешать.

Наниматель бедовых якудз, который еще не появился на сцене — черный некромант и воин Тьмы, а один из освобожденных зеков — реинкарнация его вечного противника, Воин Света. Герой, разумеется, еще не знает об этом. Он даже про себя ничего не помнит, кроме номера на робе — KSC2-303. Но уже готов броситься в бой. Ведь вокруг сплошь мертвецы и ублюдки, а за спиной — странная девушка, которая нуждается в защите.







Если в двух словах, Версус — самый крутой фильм из этого обзора. Китано, Фукасаку и Сабу — молодцы, но Рюхэй Китамура — предмет бесконечного культа. С первого взгляда поверить в это сложно (особенно сейчас — 15 лет спустя), но послушайте старого гика.

Версус занимает в современном японском кино то же место, что и Зловещие мертвецы в американском. Ультимативная смесь хоррора и черной комедии, которую одни называют японским трэшем, другие — “говном каким-то”, третьи же готовы говорить про него бесконечно, с любовью и обожанием. Я, как вы понимаете, из третьих.

Из тех, кто снимал в середине нулевых собственные трэш-фильмы с оглядкой, в первую очередь, на Рюхэя Китамуру. И во вторую, наверное, тоже.

Сам же Китамура всегда говорил, что японское кино его бесит и он готов сделать что-угодно, дабы вычистить его следы из собственного творчества. В Австралии, Италии и Гонконге, — вещал режиссер, — умеют снимать кино, а в Японии — больше нет.

Мои кумиры — это Джордж Миллер, Джон Карпентер и Сэм Рэйми. На этом, наверное, можно остановиться
. (с) Рюхэй Китамура



Фильм Версус, говорят, стоил 10.000 баксов, которые режиссер занимал у друзей, чтобы снять продолжение собственной короткометражки Down To Hell. В процессе съемок сценарий жутко мутировал, название поменялось, а на площадке появился Так Сакагути. По легенде режиссер и его звезда познакомились посреди улицы. Сакагучи с кем-то дрался и неплохо сопернику вломил, после чего к нему подбежал Рюхэй и предложил сняться в своём фильме.

Собственно, вы могли это видеть в фильме Сиона Соно Почему бы вам не драться в аду, где история была пересказана почти дословно и даже с самим Таком в роли уличного драчуна.

На самом деле, посмотреть Версус впервые именно в 2015 году будет немного стрёмновато. За последние 15 лет фильм и его авторы настолько глубоко вошли в кровь и мясо азиатского инди-кинематографа (собственно, как и Зловещие мертвецы в западный), что уже трудно понять кто, где, первым. Но если вы видите на экране суровых парней в кожаных плащах с катанами и стволом в зубах (и это не Зоро Ророноа), то знайте — перед вами не обязательно наследие братьев Вачовских. Матрица и Версус вышли примерно в одно время, но если первую копировать без ляма в кармане сложно то стать идейным учеником Китамуры — вопрос пяти копеек,

Берешь друзей и катаны, едешь в лес, снимаешь великое кино.



За последние 15 лет Китамура успел слепить несколько фильмов различной степени удачности, поработать на ТВ, сделать мультик, снять ремейк Metal Gear Solid и фильм про Годзиллу (тоже с катанами, кстати). Уехать после этого в Голливуд, после чего сгинуть вместе со всеми остальными японскими режиссерами своего поколения, которых Голливуд приманил и схавал.

Последние пять лет он обещает фанатам Версус 2 (даже Сакагучи из его добровольного ритрита вернуть обещает), но в это, к сожалению, почти никто не верит.





Tags: кино, перепост
Subscribe

  • Люцифер

    У "Люцифера" были, конечно, свои взлеты и падения (хаха, пошутила) но своего обаяния он не терял, а тут, ко 2-й части финального сезона,…

  • Книго-фильмо-челлендж

    Поскольку, как известно, не запишешь - позабудешь, я, хотя бы кратко, отпишусь по киношкам, которые посмотрела и которые можно записать в челлендж…

  • Корейские сериалы Подборка-2 ТОП

    Ну вот мы и дошли до лучших из лучших! Бонусом сюда попадет сериал "Сигнал", который я недавно пересматривала и который почему-то избежал…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Люцифер

    У "Люцифера" были, конечно, свои взлеты и падения (хаха, пошутила) но своего обаяния он не терял, а тут, ко 2-й части финального сезона,…

  • Книго-фильмо-челлендж

    Поскольку, как известно, не запишешь - позабудешь, я, хотя бы кратко, отпишусь по киношкам, которые посмотрела и которые можно записать в челлендж…

  • Корейские сериалы Подборка-2 ТОП

    Ну вот мы и дошли до лучших из лучших! Бонусом сюда попадет сериал "Сигнал", который я недавно пересматривала и который почему-то избежал…