Член Культа Ортодоксальных Каподастристов (korieversson) wrote,
Член Культа Ортодоксальных Каподастристов
korieversson

Category:

"Кино про кино, в котором снимают кино о кино" (с) Для киноманов и извращенцев..

Попались мне давеча два документальных фильма о кино. Не о каком-то конкретном, а вообще, в целом - но с определенной тематикой каждый.
Это "Киногид извращенца"\The Perverts Guide To Cinema
и  "Целлулоидный шкаф"\The Celluloid Closet
Поскольку сами эти фильмы являются исследованиями, анализировать их не буду, расскажу просто - о чем, что я о них думаю и почему они произвели на меня впечатление.

Автор первого - психоаналитик и философ Славой Жижек.
жижек


Он начинает с простого на первый взгляд вопроса - что для нас кино? Что мы желаем увидеть в нем? Кино, как волшебный экран, как мир фантазий, как окно в иллюзию, а в нем, в свою очередь, окно в реальность. И, как альтернатива - реальность в самой иллюзии.
Фильмы, отрывки из которых он приводит для иллюстрации своих мыслей - разнообразны как по времени создания (например, "Одержимые" 1931 года, или "Матрица" 1999) так и по жанру. Очень много Хичкока, Линча; Чаплин, Кубрик, Тарковский, опять Хичкок, Ларс Фон Триер...
жижек2

Набор "материала" впечатляет, какими же инструментами пользуется автор?
Признаюсь честно: Фрейда я не люблю. За многое и за разное, но не уважать его за толчок, который он дал горячо любимому мной Юнгу просто нельзя :) А Жижек, к сожалению, рассматривает кинематограф  с фрейдовской точки зрения. Исключительно к моему сожалению, поскольку нелюбовь (можно прочесть и как "непонимание") моя к Фрейду, возможно, помешала мне в полной мере оценить это исследование. И еще, как мне кажется, Жижек допускает то же тотальное падение в одно-единственное вИдение, что и Фрейд, а именно - в сексуальность всего и вся на планете, а, следовательно, и в кино. Аллюзии в фильме - 95% связаны с сексом.
Но!
жижек3

Анализ некоторых аспектов фильмов Линча...
Отвлекусь на Дэвида Линча немного. Это режиссер, 90% фильмов которого я напрочь не понимаю :) В смысле - не понимаю сознанием, но мне кажется, что это и не нужно. Линч обычно дает такой мощный подкорковый, подсознательный посыл, что "понимать", что он хочет сказать - невозможно. Кто скажет, что он понимает, о чем говорит с нами Линч в своих фильмах - брешет, господа.
Так вот, Линча я люблю, и некоторые, как я уже говорила, аспекты его фильма "Синий бархат"\Blue Velvet мне после просмотра исследования Жижека не то, чтобы стали понятнее как некая структура, нет, но господин Жижек показал МОЕ восприятие как зрителя, заставил глубже в СЕБЯ заглянуть, и тем самым приоткрыл занавесочку (или портьеру красного бархата :)) чуть-чуть. Я говорю о сцене, представленной на фото выше.
Жижек говорит:
"С какой точки зрения мы должны воспринимать эту сцену? Можно представить ее как сцену, когда маленький ребенок, спрятавшийся в шкафу или за дверью, подсматривает за родителями. Он еще не знает, что такое сексуальность, как это делается. Все, что он знает, что он слышит - это странное глубокое дыхание. И потом он пытается представить, что происходит. И Джеффри как бы воображает эту дикую семейную пару Дороти и Френка как некое фантазматическое замещение отсутствующей реальной власти отца",
"В этом что-то есть" (с)
Также очень интересно его исследование темы страха, падения, замещения и того неизведанного, что кроется в нас самих.
Заканчивает Жижек свой фильм следующими словами:
"Если вы пытаетесь понять, что в реальность более реально, чем она сама - смотрите художественные фильмы"
Извращенцам от кино строго рекомендуется. :)

Второй фильм, о котором я хочу рассказать - это "Целлулоидный шкаф" - рассказывающий о теме гомосексуализма в кино, начиная с самых первых фильмов в истории кино вообще.
шкаф

Авторский текст читает Мариса Томей, фильм снят по сценарию Лили Томлин.
История появления (и проявления) гомосексуализма в кино - от высмеивания и нарочито комического использования, затем полного запрета и цензуры, до страха перед ним и, наконец, принятия как одного из явлений, существующих в нашем мире.
Фильм комментируют и дают интервью такие известные личности, как: Тони Кертис, Гор Видал, Сьюзен Сарадон, Вупи Голдберг, Ширли МакЛейн,  Харви Ферстейн, Квентин Крисп, Джей Прессон Аллен (сценарий, "Кабаре"), Рон Нисуэнер (сценарий, "Филадельфия") и другие.

Несравненная Марлен Дитрих
шкаф2дитрих

Оказывается, в годы жесточайшей цензуры... к слову сказать, она тогда ополчилась не только на гомосексуализм в кино, но и на насилие, кровь, интимные сцены, глубокие поцелуи, ласки, соблазнение, аборты, проституцию... словом, все эти явления просто вычеркнули из реальности. Так вот, в годы цензуры, режиссеры проявляли чудеса изобретательности, когда в фильме хотели показать то, что было под запретом..
Фильм "Мальтийский сокол". В сценарии фильма  (да и в книге, по которой снят фильм) персонаж Питера Лорри - гомосексуалист.
Прямо об этом никто не говорит, но при его появлении звучит женственная музыка, его визитка пахнет духами "Гординия", и буквально парой жестов и взглядов актер показывает то, что "простоватые цензоры", как их охарактеризовывает комментирующая эпизод Дж. П. Аллен, пропускали "мимо глаз".


Или же однополые отношения рассматривались сквозь призму мистики, с лицом хладнокровных злодеев:
Фильм "Дочь дракулы" (1936)
шкаф4

Примечательна история фильма "Бен-Гур". Сценарист фильма, Гор Видал, рассказывает:
"Ты овладеваешь искусством вкладывать подтекст, ни говоря ни слова о том, что ты делаешь. (...) Бен-Гур и Мессала, еврей и римлянин,были знакомы в юности, они несогласны с политикой и должны ненавидеть друг друга на протяжении всего фильма. Но несогласия с политикой друг друга для них - недостаточный повод для ненависти.
Режиссер фильма, Майер, сказал - "Послушай, дай я тебе кое-что предложу. Представь себе, что эти ребята, когда им было лет по 15-16, были любовниками. И теперь они снова встретились". Мессала, которого играет Стивен Бойд, хочет начать все заново с Бен-Гуром, которого играет Чарльз Хестон. Вилли посмотрел на меня, а я сказал - "Послушай, я нигде в сценарии не писал этого открыто, но по-моему, это совершенно очевидно. (...) Он сказал - поговори с Бойдом (Мессалой), но не говори ни слова Хестону, потому что Чак упадет в обморок". И Чарльз играл такого "мужчину", ходит все время с поднятой головой, а Стивен Бойд играл за двоих, и бросал на него такие взгляды, что все становилось ясно".
бенгур

Даже когда цензура закончилась, гомосексуалистов показывали в кино как извращенцев, которых надо бояться - с ними связывали убийство ("Разыскивающий"\Cruising с Аль Пачино)
разыскив

Но, рано или поздно, лицемерие общества уступает место принятию, хотя бы в кино.

"Голод" (1983)
голод

"Филадельфия" (1993)

филадельфия

"Фильмы смешили бы нас гораздо больше, заставляли бы плакать гораздо больше, если бы показывали истинное разнообразие человечества"

Спасибо за внимание :)
Постскриптум. Спасибо, за то что подтолкнула меня к такому непривычному (но искреннему) для меня выступлению здесь, в ЖЖ, пусть и критикой вкупе с длинными когтями :)
(Та, к кому я обращаюсь, поймет :))

UPD: Написала бы больше, но спать пора :)
Tags: кино
Subscribe

  • Еще о Дюне

    Для тех, кто не читал, посмотрел, но чего-то не понял. Вильнев действительно очень много показал, не объясняя, и показал так, что почти все…

  • Фестиваль корейского кино

    Сейчас в КИНОМАКСЕ идет Фестиваль Корейского кино Программа (почти) та же, что была в прошлом году на онлайн-фестивале. Я как раз тогда на него…

  • О сценарии "Дюны"

    Вот тут kiri2ll разбирает одну из последних версий сценария "Дюны" - что было, и теперь можно сравнить с фильмом. Я бы с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments