Член Культа Ортодоксальных Каподастристов (korieversson) wrote,
Член Культа Ортодоксальных Каподастристов
korieversson

Categories:

«Великий Кинемо». Часть 1

Оригинал взят у zametilprosto в «Великий Кинемо». Часть 1
У меня в ленте много киноманов и сериаломанов. Получается, что этот задуманный цикл постов – для вас!

В Воронежском областном художественном музее я попал на весьма интересную выставку. Самое интересное, что я как-то не сразу понял, что она интересная. Это выставка рекламных плакатов 1910 – 1920-х годов из собрания Питерского Государственного Русского музея.

Я как-то никогда не рассматривал плакат как часть изобразительного искусства. Как исторический материал – да. Но вот как художественный… Так что увы, я не всю выставку сфотографировал! Спешил в залы основной экспозиции и все такое. Однако сфотографировал довольно много (думаю, что частей будет 4). Уже там, на выставке заинтересовался не столько плакатами, сколько броскими названиями фильмов, стал смотреть на содержание фильмов на табличках. Самым важнейшим искусством являлось кино? Понятно почему. Кино явно было массовым искусством, не элитарным. Плакат же умудрялся совмещать и то, и другое, что, по-моему, сейчас невозможно. А тогда как-то получалось. А еще часть фильмов я просто видел, их в моем детстве показывали по телевизору. В общем, для меня получился экскурс исторический (и в историю страны, и в мою личную историю), открытие нового жанра – плаката (и киноплаката), на который я раньше не обращал внимания. И плюс экскурс киноисторический.

Таблички к плакатам были весьма подробные, интересные, но как-то очень плохо вычитанные. Я всегда стараюсь привести табличку максимально точно, но тут не выдержал и в нескольких местах все-таки правил пропуски букв, согласования слов и т д.

ЗЫ. И я еще раз убедился, что Русский музей коллекционирует все подряд, что под руку попадет! За что я ему благодарен. Как и Воронежскому музею, который разрешает фотографировать на выставках, что далеко не везде принято.

ЗЗЫ. «Ставьте лайки», то есть, оставляйте комментарии. Будет дотаточно комментариев – выложу вторую часть! (Это Младший вечно что-то с Ютюба смотрит, вот я и научился.)

Осторожно, под катом 11 картинок и очень много текста.



1-1. Семен Абрамович Семенов-Менес. Плакат к фильму «Мисс Менд»
М.: издание Межрабпом-Русь. 1926.
Хромолитография
Годы жизни художника: 1895 (Гродно) – 1972 (Москва)

Первый отснятый мной плакат. Выставка располагалась на балконах выставочного зала, на втором ярусе. Поднимаешься по лестнице и упираешься в «Не ходи по левой стороне!». Самое интересное, что это примерно середина экспозиции, расположенной в хронологическом порядке. Направо – начало, там дореволюционные плакаты. Кстати, название «Мисс Менд» я слышал, и почему-то был уверен, что на самом деле фильм называется таинственным словом «МессМенд», даже не задумываясь над тем, что это такое. Но вот видеть вроде как не видел.

Табличка на выставке:
Производство Межрабпом-Русь, М., 1926. Приключения. Прокат трехсерийного советского боевика «Мисс Менд» сопровождался большой рекламной компанией, в которой участвовали многие художники. На нескольких плакатах Семенова-Менеса название фильма обыграно броскими слоганами, а жесты героев, выхваченные из фильма, приобретают новую трактовку. Экспрессивный персонаж Бориса Барнета, призывающий пойти в кинотеатр, получился очень убедительным. Вскоре этот образ был практически скопирован на плакате, агитирующем за покупку государственного займа.

Семен Абрамович Семенов-Менес. Плакат к фильму «Мисс Менд»

1-2. Плакат выставки «Великий Кинемо»

Плакат к выставке плакатов, который стоял на входе!
Предисловие к выставке:
Русский музей представляет выставку киноплаката эпохи немого кино из собственного собрания. Это произведения первой трети XX века – самого интересного периода в истории жанра: от времени его зарождения и становления в 1910-е до мощного расцвета, пришедшегося на 1920-е.
Первый сеанс кинематографа в Санкт-Петербурге состоялся весной 1896-го, однако довольно долго печатные рекламные плакаты фильмов были для многих прокатчиков дорогим излишеством. Существенное увеличение российского кинопроизводства пришлось на период Первой мировой войны, когда и было создано наибольшее количество дореволюционных отечественных киноплакатов. Они стали неотъемлемой частью городских улиц, олицетворением не только мира кино, но и эпохи.
За несколько лет киноплакатистами был выработан ряд устойчивых художественных решений. Обычно рисованное изображение в той или иной мере повторяло кинокадр; но существовал и другой подход, характерный для пропитанной символизмом эпохи модерна когда художники отталкивались от названия, позволяющего разнообразную трактовку. Но прокатчиков эти «вольности» не смущали: броское название было зачастую важнее сюжета. Так часто работал один из ведущих мастеров киноплаката Георгий Алексеев. Наиболее яркие работы другого известного плакатиста Михаила Кальмансона представляют сложные композиции с разномасштабными фрагментами. Некоторые плакаты сочетали рисованные части и фотокадры, предвосхищая сложные монтажные находки плакатистов 1920-х.

В целом ранний киноплакат был ориентирован на массовый вкус. Наиболее характерной для него стала эстетика лубка конца XIX – начала XX века с его «псевдонародным» стилем. Такому плакату оказался созвучен самый популярный жанр русского кинематографа – «кинороманс» на основе известных песен и стихотворений; в подобном духе часто представлялись не только фильмы русской темы, но и экзотические амурные истории и приключения. Другая манера киноплаката была заимствована у журнальной графики, с эскизным, нередко карикатурно выполненным рисунком. Русский кинематограф развивал и жанр утонченной психологической драмы, ориентированной на образованные слои населения. Для его рекламы требовался более изысканный стиль. Таковы многие плакаты П. Житкова: броские, монументальные крупнофигурные черно-белые композиции, имитирующие фотографии. На просвещенную публику рассчитаны и плакаты мастера, подписывавшегося монограммой «Иро и Л», которые ассоциируются с известными образами изобразительного искусства.

Основная черта раннего русского киноплаката – эмоциональность. Тогдашний зритель жаждал увидеть на экране экзотические страсти, нервные переживания, жестокие убийства – подобных же сцен ждали и от киноплакатов. Из кинематографа плакат перенял эффектные, надломленные позы, гротескную мимику персонажей.

В первые послереволюционные годы киноплакат продолжал развиваться в старой традиции, используя испытанные приемы и находки для рекламы фильмов о «новой жизни».

Кинопроизводство в нашей стране стало возрождаться в середине 1920-х – эпоху великих новаторов Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Дзиги Вертова, Льва Кулешова. Этапным в организации советской киноиндустрии стало создание общества Совкино (1924) в структуре которого был организован и отдел занимающийся кинорекламой, многие сотрудники которого ранее являлись членами ОБМОХУ (Общества молодых художников), объединявшего молодых художников-новаторов.

Развитие киноплаката 1920-х в целом шло в русле эстетики конструктивизма. Порой строгие конструктивистские средства выразительности, геометрические формы и линии, сочетались с эстетикой его идеологического антагониста – ар деко, культивировавшего вызывающую роскошь. Таковы многие работы ведущих мастеров киноплаката братьев Владимира и Георгия Стенбергов, Якова Руклевского. Некоторые работы Николая Прусакова взывают ассоциации с сюрреализмом.

Знаковой составляющей для киноплаката 1920-х стало применение фотомонтажа, актвно применявшегося во вех видах полиграфического искусства. В этой области фотомонтаж подчеркивал связь плаката с приемами кинематографа. Часто фотообразы героев являются основой композиции, удерживая все другие элементы. Таков признанный шедевр Антона Лавинского «Броненосец “Потемкин”». Популярным был и прием «игрового» сочения фотофрагментов с рисованными элементами в фигурах персонажей. Иногда фотомонтаж использовался в построении декоративного шрифта.

Многие плакаты поражают сложными, насыщенными композициями. У кинематографистов юыл «подсмотрен» необычный, резкий ракурс. Популярны были обратная перспектива, сочетание объемных и плоскостных деталей. Нередко в изображениях угадывался схематический раструб киноаппарата. Экспрессивность композиции часто достигалась повторением одного и того же элемента. Киноплакат 1920-х ярко выявил динамику цвета, демонстрируя избыточно сочные краски и их смелые, диссонансные сочетания. Среди наиболее эффектных работ такого плана произведения Стенбергов, Михаила Длугача, Григория Рычкова. Многие плакаты напоминали о мигающих электрических вывесках – непременном атрибуте кинорекламы.

В области кинорекламы развивался и беспредметный буквенный плакат; к наиболее сильным работам относятся произведения ученика Малевича, ленинградского художника Михаила Векслера. Однако более привлекательными для зрителя были работы, в которых ведущая роль шрифта сочеталась с «игровым» сюжетным изображением.

Но и в эпоху экспериментов самыми понятными для публики плакатами оставались те, в фокусе внимания которых был портрет героя. Для зрителей был важен «культ звезд», и плакатный слоган часто включал имя знаменитости, поставленное перед названием фильма. На реалистичных плакатах-портретах специализировался Иосиф Герасимович. Чрезвычайно артистичны и эффектны плакаты Семена Семенова-Менеса. Без лиц «звезд» не обходились и более авангардные художники, в особенности Николай Прусаков или Александр Наумов, составлявшие их из различных геометризированных фрагментов или «расчленявших» на растровые полосы.

Ключевым в кинорекламе 1920-х можно назвать прием противопоставлений и эффект неожиданности: узнаваемые образы и неизвестные объекты, «красоты» и «ужасы», плоскости и объемы сталкивались на плакатах, превращаясь порой в алогичные ребусы. Киноплакат стал площадкой для творческого эксперимента ведущих мастеров советского авангарда 1920-х: они демонстративно порывали с бытовавшей ранее ориентацией на массовый обывательский вкус. Эти художники подняли этот жанр на высочайшую ступень, сделав киноплакат достоянием большого искусства.


Плакат выставки «Великий Кинемо»

1-3. Зал выставки

Зал выставки «Великий Кинемо»

1-4. Владимир Михайлович Каабак. Плакат к фильму «Мисс Менд»
М.: изд. Межрабпом-Русь. 1926.
Хромолитография
Годы жизни художника: 1888 (Киев) – 1937 (или 1938?, репрессирован)

Еще один плакат к тому же фильму.
Табличка на выставке:
Производство Межрабпом-Русь, М., 1926. Приключения. Плакатисты по-разному обыгрывали наиболее характерные изображения персонажей. Злодей Чиче присутствует в одной и той же позе на работах нескольких художников. На плакате Каабака он, наряду с другими персонажами, «обживает» придуманную художником букву-коробку.

Владимир Михайлович Каабак. Плакат к фильму «Мисс Менд»


1-5. А. М. и Е.А. Лавинские. Плакат к фильму «Мисс Менд»
М.: изд. Межрабпом-Русь. 1926.
Хромолитография
Годы жизни художников:
Антон Михайлович Лавинский 1893 (Сочи) – 1968 (Москва)
Елизавета Александровна Лавинская 1901 – 1948

Лавинских я до этой выставке не знал. А там еще и у художников история вполне на фильм потянет. Лавинские были знакомы близко с Маяковским, сына Лавинских считают сыном Маяковского.
ЗЫ. А вот плакатов к фильму «Барышня и хулиган» с участием Маяковского, что любили показывать по телевизору во времена моего детсва я не видел на выставке.
ЗЗЫ. На самом деле этот плакат надо было бы первым пускать. В табличке к нему содержание фильма написано.

Табличка в музее:
Производство Межрабпом-Русь, М., 1926. Приключения. Действие происходит в США и Советской России. Вивиан Менд, машинистка заводоуправления Гордона Сторна, с сослуживцем Гопкинсом и репортерами Барнетом и Фогелем расследуют похищение олигарха, организованного главой зловещей организации Чиче. Затем они срывают коварные планы Чиче по распространению в Ленинграде бацилл чумы. В интригу оказывается втянут сын Сторна Артур, ухаживающий зв Вивиан под видом скромного клерка. На плакате Лаинского громадная фигура главного злодея-изобретателя Чиче (артист Сергей Комаров) замыкает на себя всю сложную композицию.


А. М. и Е.А. Лавинские. Плакат к фильму «Мисс Менд»

1-6. Антон Михайлович Лавинский. Плакат к фильму «Броненосец «Потемкин»»
М.: Издание Госкино. [1925].
Хромолитография
Годы жизни художника: 1893 (Сочи) – 1968 (Москва)

Главный шедевр выставки. Да и, наверное, главный шедевр нашего кинематографа.
Табличка в музее:
Производство Госкино, М., 1925. Историко-революционная эпопея о восстании на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в июне 1905 года. Плакат Лавинского – признанный шедевр мирового плакатного искусства, экспонировались на 2-й Выставке киноплаката 1926 года в Москве, знаменовашей расцвет этого вида искусства. Художник сочетает объемный по своей сути фотокадр и уплощенное изображение корабельного орудия.

Антон Михайлович Лавинский. Плакат к фильму «Броненосец «Потемкин»»

1-7. Александр Михайлович Родченко. Плакат к фильму «Броненосец «Потемкин»»
М.: Издание Госкино/Совкино. [1925].
Хромолитография
Годы жизни художника: 1891 (Санкт-Петербург) – 1956 (Москва)

Еще один плакат к «Броненосцу». И самое известное для меня имя художника на этой выставке.
Табличка на выставке:
Производство Госкино, М., 1925. Историко-революционная эпопея о восстании на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» в июне 1905 года. Фильм сразу стал визитной карточкой нового Советского кинопроизводства. К нему был создан целый ряд плакатов, выполненных ведущими художниками.

Александр Михайлович Родченко. Плакат к фильму «Броненосец «Потемкин»»

1-8. Михаил (Моисей) Соломонович (Семенович) Векслер. Плакат к фильму «Соперники»
Л.: издание Севзапкино. [1926].
Хромолитография
Годы жизни художника: 1898 (Витебск) – 1976 (Ленинград)

Супрематизм в киноплакате от ученика Малевича (и место рождения у художника – Витебск!)
Содержание меня тоже порадовало!
Табличка на выставке:
Производство Ленинградкино/Севзапкино. 1926. Драма. Борьба советского рабочего-изобретателя Рязанцева с представителем английской фирмы Джонсоном за внедрение на транспорте тормоза отечественной марки.

Михаил (Моисей) Соломонович (Семенович) Векслер. Плакат к фильму «Соперники»

1-9. Михаил (Моисей) Соломонович (Семенович) Векслер. Плакат к фильму «Дети бури»
Л.: Издание Ленинградкино. 1926.
Хромолитография
Годы жизни художника: 1898 (Витебск) – 1976 (Ленинград)

Еще один супрематический плакат от Векслера. Даже еще более супрематический чем предыдцщий.

Табличка на выставке:
Производство Ленинградкино. 1926. Приключения. 1919 год. Комсомольский отряд отправляется защищать Петроград от белогвардейских войск Юденича. Пробравшись в тыл врага и, пройдя через многие препятствия, герои доносят до командования план дислокации белых. Эффектные шрифтовые плакаты Векслера были особо отмечены современной критикой. Их композиция составлена из супрематических элементов, с теорией которого Векслер познакомился, обучаясь у К.С. Малевича. И шрифт названия, и бруски текста, и условные геометризованные формы создают единое пространство.

Михаил (Моисей) Соломонович (Семенович) Векслер. Плакат к фильму «Дети бури»

1-10. Семен Абрамович Семенов-Менес. Плакат к фильму «Потомок Чингисхана»
М.: издание Межрабпом-фильм. [1928].
Хромолитография
Годы жизни художника: 1895 (Гродно) – 1972 (Москва)

Еще один плакат Семенова-Менеса. И изобразительный ряд замечательный, да и содержание тоже!
Табличка на выставке:
Производство Межрабпом-фильм, М., 1928. Драма. Партизан Баир попадает в плен к англичанам, у него находят старинный амулет с грамотой Чингизхана. Оккупанты хотят объявить Баира «потомком Чингизхана» и, воспользовавшись им, завладеть всей Монголией. Но Баир поднимает за собой народ на борьбу с захватчиками. В центре внимания художника – не классовая борьба, а экзотическая составляющая фильма. Плакат привлекает внимание не только устрашающим окружением миловидной головки героини. Его лаконичная и броская композиция безупречна в художественном отношении.

Семен Абрамович Семенов-Менес. Плакат к фильму «Потомок Чингисхана»

1-11. Неизвестный художник. Плакат к фильму «Гонщик против воли»
М.: издание Совкино, не ранее 1925
Хромолитография

Завершу первую часть плакатом к иностранному фильму. Их тоже было довольно много в России 1910 – 1920-х. Забавляет, что и в то время названия переводились весьма вольно!

Табличка на выставке:
Оригинальное название «Keep smiling». Производство США, 1925. Комедия. Изобретатель надувного спасательного жилета получает возможность продемонстрировать свое изобретение. Благодаря череде недоразумений его принимают за чемпиона лодочных гонок, и ему приходится доказывать свое мастерство на воде. Цель автора плаката: передать ощущение гонки. Обыграв название картины. Не только герой изображен в движении, но и в смонтированной «фотоленте» возникает иллюзия мелькания кадров.

Неизвестный художник. Плакат к фильму «Гонщик против воли»


Продолжение, надеюсь, последует.
ЗЫ. А уж дореволюционные фильмы и плакаты…
Tags: интересное, кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments