Член Культа Ортодоксальных Каподастристов (korieversson) wrote,
Член Культа Ортодоксальных Каподастристов
korieversson

СЖИРАЮТ ЛИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОНКУРСЫ МОЛОДЫХ АВТОРОВ? - ПЕРЕПОСТ

Оригинал взят у congregatio в СЖИРАЮТ ЛИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ КОНКУРСЫ МОЛОДЫХ АВТОРОВ?
Несмотря на название заметки, в ней скорее содержится неплохое описание ситуации в книжной сфере вообще; не только в книгоиздательской, а и в сетевой. В принципе, сказано то самое, что когда-то говорилось в этой жежешке и мной, и многими обсуждающими, но сведено все вместе и высказано кратко. В том числе есть и несколько слов о литературных конкурсах; собсно говоря, сказанное полностью отражает ту причину, по которой я в них никогда не участвовала и не буду.
Интересная заметка, в общем. Спасибо френду dir_for_live за наводку.

*****

Во-первых, расскажу о своем опыте. Начинал я не с рассказов, а с романов. Рассказы писал немного — для того, чтобы поупражнять мозг. И только найдя в сети Грелку и другие конкурсы, я стал писать больше. По молодости мне казалось, что количество рассказов имеет значение, повышает шансы на победу. Я очень хотел победить. Мне казалось, для победы надо придумать что-то эдакое, всех поразить. Что-то оригинальное. Я играл с переменным успехом года три, пока не понял, что прежде чем вообще писать — надо сперва многому научиться. Литература это очень глубокое, развитое искусство, и каждому автору нужно получить серьезное образование, если он хочет добиться чего-то. Я стал играть лучше, более стабильно поднимался в топы, но одновременно приходило понимание: большинство участников конкурсов практикуют не творчество, а странную форму самовыражения, плюс используют их как возможность пообщаться, пофлудить. Читая группы, приходится лопатить тонны шлака, да и в финале тоже. Огромное количество времени улетает просто в трубу. Я стал отходить от конкурсов и теперь только изредка играю в Грелочку — воспринимая ее как форму интеллектуального досуга.

Итак, примерно первые два-три года я просто играл во всех подряд конкурсах, получая яркие эмоции; затем года четыре писал более вдумчиво и редко, стараясь использовать полученные знания; наконец осталась одна Грелка, как развлечение. То есть лет семь-восемь на это ушло. Крупные вещи я пытался писать параллельно — но, только завязав с конкурсами, смог в них как следует погрузиться. Понятное дело, наложились еще всякие личные проблемы и заботы, которые у всех бывают — и они затянули этот процесс.

Дали мне конкурсы что-то, кроме эмоций и общения? Нет. Не припомню критических отзывов, из которых почерпнул что-то полезное. Может быть — «битье автора ногами в подворотне» научило спокойно относиться к критике? Пожалуй, да. Но это «битье» даже близко не стоит с тем, как могут отмутузить (или наоборот похвалить) твое творение читатели, когда у тебя выйдет собственный роман. Возможность публикаций? Их и так полно всегда было: журналы и сборники печатают паршивенькие рассказы глупых МТА — только в путь. Не надо быть великим победителем конкурсов, чтобы издаться. Занятие высоких мест позволило поверить в свои силы? Ну, в общем, да — но я и так в свои силы всегда верил. И что получается в сухом остатке? На игры ушли годы, лет восемь, наверное — и все что я получил взамен, это эмоции и общение. Кстати, это тоже само по себе прекрасно. Но то ли, что нужно для формирующегося автора?

Я некоторое время изучаю эволюционную психологию, особенности массового поведения людей и других животных, и вижу, что к литконкурсам можно тоже подойти с этой меркой. Один из важнейших принципов существования белковой жизни: когда на каком-то пространстве возникает перенаселение, включаются механизмы регулирования численности. Люди начинают меньше рожать и больше убивать, к примеру. Кто-то практикует целибат, чайлдфри, однополую любовь, кто-то бухает и колется. В условной деревне люди множатся и мирно возделывают землю. В крупных городах больше умирает, нежели рождается. В животном мире есть похожие механизмы. Там редка такая сильная внутривидовая агрессия, как у нас. А когда в небольшом ареале собирается большое количество представителей одного вида, они начинают заниматься различными формами общения, обмениваются своими примитивными эмоциями. Вместо того чтобы увеличивать популяцию. И их численность падает.

Что такое литературный труд? Это информационный обмен между высокоразвитыми животными. Один разум производит истории и передает их другим разумам для их удовольствия и стимуляции мыслительной деятельности. Пока разумов-доноров мало, а разумов-потребителей много — все хорошо. Доноры производят романы и рассказы, потребители их читают и в обмен дают а) материальное вознаграждение б) критические отзывы в) нематериальную благодарность автору в виде признания и т.п. Но вот разумов-доноров становится все больше, информационные потоки увеличиваются. Доноры образуют сеть (спасибо интернету, который помогает их связать), изобретают такие формы, где интеллектуальный продукт производится все быстрее и доставляется все большему количеству участников обмена. Доноры выступают одновременно и потребителями. Цепь замыкается. Яркие эмоции заставляют вновь и вновь возвращаться к этому занятию. В то же время качество самого продукта быстро ухудшается, потому что в такой большой массе требования создателей продукта к самим себе неминуемо снижаются. Обучение, развитие, поиск нового — ничего этого не нужно чтобы включиться в открытую для всех цепь и стать участником обмена.

Когда Рваная Грелка только появилась, в нее играли в основном состоявшиеся авторы. В первые несколько лет (2002-2005) она стремительно росла по количеству участников и породила массу других конкурсов грелочного типа. Естественно, за яркими эмоциями приходило все большее количество совершенно не готовых к нормальному творчеству людей, качество сильно упало. Создатель Грелки Вадим Нестеров понял, что происходит — и отказался от ведения конкурса; конкурсом занялись другие арбитры, появилась автоматизированная площадка. Сейчас стабильно играют полторы-две сотни человек (поправьте, если ошибаюсь), и большинство давно друг друга знают. Грелка стала площадкой для интеллектуального общения. Другие конкурсы грелочного типа стагнировали или исчезли. Снизился и поток МТА, приходящих в фантастику. Эмоции уже не те. Вместо конкурсных работ авторы стали выдавать низкокачественный инфопродукт про попаданцев и магические академии, издавая по 5-10 романов в год. Какой из этого вывод? Информационное поле изменилось. Нужно смотреть, как оно будет себя вести. Ждали «шестую волну», а получили «девятый вал». Многие в нем и утонули. Популяция стала сокращаться. Посмотрите, чем заняты многие из знаменитых в прошлом призеров и победителей литконкурсов. В своих блогах они говорят о чем угодно, но не о литературе. Кстати, блоги тоже оттянули от литературы много потенциальных авторов — там читательская реакция на инфопродукт поступает мгновенно, да еще и фиксируется в виде лайков и репостов.

Это важно: первопричиной проблемы («загубленные юные авторы») стали не конкурсы, а перенасыщение инфопространства, в том числе с помощью интернета. Слишком много разумов-доноров, которым дали «трибуну». А конкурсы сами по себе это не беда, это форма коллективного общения. Такой Грелку когда-то задумывали ее создатели. И некоторым людям конкурсы нисколько не помешали успешно писать и издаваться, хотя на фоне мутного «девятого вала» о приключениях попаданцев творчество этих авторов иногда и непросто разглядеть.

PS. Подчеркиваю: написанное мной выше не содержит никаких оценок и никаких советов. Если у кого-то из авторов что-то не получается по жизни, обвинять во всем внешние силы, конкурсы, масонов и инопланетян не нужно. Есть некие явления в нашей действительности и я попытался их описать, вот и все.

(Николай Желунов)
Tags: интересное, книги, перепост, творчество
Subscribe

  • Майор Гром: Чумной доктор

    Хороший фильм. А теперь подробнее. Про сюжет Про сюжет и так понятно из трейлера ...скажу лишь, что в целом довольно шаблонно, но эти шаблоны…

  • Майор Гром

    Теперь в онлайн-кинотеатре "Кинопоиска", что весьма кстати, потому что я в кино ну никак не попадала, а посмотреть и хоть как-то поддержать…

  • Люцифер

    У "Люцифера" были, конечно, свои взлеты и падения (хаха, пошутила) но своего обаяния он не терял, а тут, ко 2-й части финального сезона,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments