Член Культа Ортодоксальных Каподастристов (korieversson) wrote,
Член Культа Ортодоксальных Каподастристов
korieversson

Categories:

Жизнь - странная штука \ Life is strange

Дитя, сестра моя,
Уедем в те края,
Где мы с тобой не разлучаться сможем.
Где для любви - века,
Где даже смерть легка,
В краю желанном, на тебя похожем*.


life-is-strange-listing-thumb-01-us-06feb15


Потрясающий, завораживающий, красивый, глубоко эмоциональный и заставляющий сопереживать проект с интересной фантастической линией, невероятной проработкой сюжета, линий развития персонажа и вниманием к мелочам, полный отсылкок и скрытых смыслов. Многоплановый и запоминающийся многосерийный проект о взрослении, выборах и последствиях: «Жизнь — странная штука» \ Life is Strange

Two

Я опять сознательно в первую очередь подаю свои восторги в такой форме, по поводу именно проекта, как и в случае с «Волк среди нас»\The Wolf among Us, потому что назвать то, что получилось, «просто игрой» у меня язык не поворачивается. Это именно проект, который можно воспринимать как сериал — потому что по построению сюжета, проработанности персонажей и структуре произведения он построен как пятисерийный сериал, и можно воспринимать как приключенческую игру, потому что интерактивность здесь присутствует (и кстати в гораздо большей степени, чем в упоминавшемся ранее «Волке»). Есть даже куда более официальное определение — «эпизодическая компьютерная игра с элементами приключения в жанре интерактивного кино», вот как.
Теперь, когда вы уже поняли, что это «игра», пойдем дальше — но даже если вы вообще не играете, прочитайте об этом проекте, возможно он вас поразит достаточно, чтобы вы начали играть. Точно заинтересует, если вы поклонник таких шоу, как «Твин Пикс», «Баффи Истребительница Вампиров», «Сумеречная зона», «Доктор Кто» , таких фильмов как «Эффект бабочки», «Донни Дарко», «Девушка с татуировкой дракона» и таких лит. произведений как «И грянул гром» и «Над пропастью во ржи» (и это еще не весь список).

Итак, немного о сюжете:
maxresdefault

Старшеклассница Макс Колфилд возвращается в родной городок Аркадия-Бэй спустя много лет, чтобы учиться в местной Академии Блэквелл — ведь только там есть возможность попасть к знаменитому фотографу Джефферсону на курс. А Макс очень любит фотографировать, правда, называя себя «человеком доцифрового века», она сознательно снимает на старый «полароид». В городке у нее осталась старая подруга Хлоя, которую Макс собирается навестить, да все никак не соберется. Также Макс подружилась с парнем по имени Уоррен, а так-то больше у нее друзей нет, потому что она довольно скромная девушка, тихая, явный интроверт.
В академии Блэквелл, как и в любой старшей школе, есть свои изгои и есть свои король и королева— Нейтан Пресскот и Виктория Чейз.     И именно Нейтан служит «спусковым крючком» для всей истории.
Сначала Макс, сидя на уроке фотографии, видит странный сон-видение — гигантский смерч надвигается на городок, а сама она стоит на горе, где расположен местная достопримечательность — маяк. Потом Макс, зайдя в женский туалет, фотографирует там удивительную синюю бабочку, после чего становится невольным свидетелем того, как Нейтан из пронесенного в школу пистолета стреляет в незнакомую девушку... И тут Макс открывает в себе способность «отматывать» время назад. Она исправляет ситуацию — что в свою очередь запускает цепочку важных событий и жизнь Аркадия-бэй входит в непредсказуемый штопор.
life-is-strange-screen-03-us-27jan15

И вот вы, играя за Макс, буквально проживаете всю следующую неделю, знакомясь с окружающим миром, делая непростые выборы и сталкиваясь с последствиями. Причем почти в каждом случае, даже после простого диалога с персонажем, вы можете отмотать время назад и выбрать другой вариант в разговоре, или использовать полученные знания так, чтобы расположить человека к себе. Казалось бы, мечта каждого подростка (и не только) - возможность исправить ошибку тут же, просто "отмотав" ее назад... Или нет?
Местность, где происходят события, достаточно разнообразна — это сама академия и сквер перед ней, общежитие и двор рядом, дом Хлои и мусорная свалка рядом с железной дорогой, закусочная «Два кита» и пляж и так далее. Перемещаться внутри каждой локации вы можете невозбранно, но если вы не совершили каких-то действий (или наоборот, совершили) в локации и ушли из нее, вернуться и переделать не получится. И еще — действие «перемотки» тоже не бесконечно, максимум работает на 3-5 минут внутриигрового времени. И (поначалу уж точно) у вас обычно есть куча времени на то, чтобы исследовать все-все и прочитать все записи и смс-ки, попробовать все варианты, даже если кажется, что персонаж вас ждет не дождется или вы куда-то опаздываете :)
Постепенно кажущийся простым (новичок-Макс в старшей школе, жизнь подростка и всё такое) сюжет начинает разворачиваться в нечто большее, и не только благодаря неожиданно открывшейся «суперсиле» Макс. Весь проект — это еще и аллегория взросления, помимо всего прочего. И мир взрослых в данном случае означает понимание последствий своих поступков и принятие своего выбора.
И если основная идея не кажется такой уж оригинальной, потому что да, про путешествия во времени, «парадоксы дедушек» и прочие «Эффекты бабочек» мы в курсе, то воплощение получилось настолько цельным, насыщенным и захватывающим, что вывело игру в разряд действительно серьезного философского произведения. И я не шучу.
Проблемы взросления и выбора лишь одна часть истории Макс.
6b1189b225dd5af3b1923bd272c3d07d_1920_KR

В этой игре множество граней. К примеру, фотография, которой занимается Макс.
Фотография — это и «искусство застывшего  времени»(с), и «медитация в мгновении», как говорил Картье-Брессон. Фотография «останавливает ускользающее мгновение».
«Фотография — это реальность настолько тонкая, что становится более реальной, чем сама реальность» — еще одна цитата от одного из величайших фотографов 20 века, Альфреда Штиглица.
Так что параллели со временем здесь явные и неслучайные, так же как и желание главной героини вернуться в прошлое эмоционально, вернуться в те дни, когда она была ребенком и все вокруг было сказочно-красивым и наполненным золотистым светом. Макс, вернувшись, видит Аркадию-Бэй через очки, или лучше сказать, пользуясь фото-метафорой, через объектив ностальгии.
lifeisstrange-2015-02-03-20-45-07-52

А солнечный закат
Соткал полям наряд,
Одел каналы, улицы и зданья,
И блеском золотым
Весь город одержим
В неистовом предсумрачном сиянье*.


Визуальное восприятие этого произведения поэтому играет здесь не последнюю роль. Игра, хоть и не может похвастать супервысокой графикой, тем не менее задачу свою выполняет на все сто. И возможно, такая внешняя простота была частью общего решения — игра смотрится невероятно красиво. И за счет того, что в кадре множество деталей, от чего мир вокруг оживает, и из-за мягкого освещения и бликов, которые создают эффект размытости, акварельности, и опять к фотометафорам — расфокусированности. И я не зря сказала «кадр» - все построено очень кинематографично. Вы как бы и наблюдаете «из-за плеча» главной героини, но при этом смотрите завораживающий фильм.
На картинку также, делая эту игру частично фильмом, работает прекрасный саундтрек. Замечательная музыка, идеально ложащаяся на настроение и дополняющая кадры.

В игре, кстати, мастерски, поначалу очень незаметно, повышают степень тревожности. Как известно, никакие суперсилы не даются без последствий. И к тому же Макс знает, что где-то в будущем маячит сокрушительный шторм, который может стереть с лица земли весь город. И вот за счет мелочей, музыки, постепенного увеличения напряжения — как бывает потрескивает воздух перед грозой — нам дают понять, что не так все просто и впереди нас ждут серьезные испытания.
Что есть в этой игре, кроме увлекательного и неожиданного сюжета, очень атмосферного визуала и музыки и интересного управления? Масса, просто гигантская масса отсылок, аллюзий, цитат, оммажей, пасхалок и прямых шуток на все значимые фантастические и подростковые иконы культуры и литературы конца 20 и начала 21 века. Создатели проекта передают приветы всем значимым шоу в жанре фантастики посредством номерных знаков машин — тут и «Твин Пикс», и «Квантовый скачок», «Во все тяжкие» и «Карнавал» и многие другие. Привет «Твин Пиксу» также и частью сюжета — тут тоже маленький городок со своими секретами и пропавшая девушка — впрочем, тут же и кивок в сторону «Девушки с татуировкой дракона». Фамилия Макс — Колфилд,  и в игре есть несколько отсылок к роману «Над пропастью во ржи».

Узнали кепку?:)
LifeIsStrange_2016-09-13_17-33-40-70

Название городка  отсылает нас к пьесе Тома Стоппарда «Аркадия», в которой тоже рассматривались последствия выборов и временные парадоксы.  Отдельное удовольствие читать дневник Макс, находить какие-то записочки, рассматривать афиши и даже чеки из прачечных (в одном обнаружилась спутница Доктора Амелия Понд). Я аж подпрыгнула, когда на психиатрическом заключении прочла фамилию «Джакоби» («Твин Пикс»). Это создает определенное настроение, потому что, с одной стороны, Макс и остальные получаются такими абсолютно живыми подростками, которые смотрели Бонда и «Игру престолов», играли в ВоВ и любят фильм «Мэд Макс». На флешке, которую Уоррен дал Макс «на посмотреть», были такие фильмы и сериалы, как «Доктор Кто», «Секретные материалы», аниме «Стальной Алхимик», «Акира», «Сумеречная Зона», «Быстрее, кошечка! Убей! Убей!», «Тэцуо», «Скотт Пилгрим против всех», «Ад каннибалов», «Долина Ультра-мегер» и «Некромантик».
Вместе с тем, определенные подмигивания от авторов игры, на удивление — не «вышибают» из действия, а все больше в него затягивают. Поскольку со всеми этими «отмотками времени», вне всякого сомнения, создаются все новые и новые ответвления реальности, и частично создается ощущение того, что оммажи и пасхалки врастают в эти новые реальности, и ты их воспринимаешь уже как подмигивания от... неких демиургов, что ли. А еще через какое-то время все настолько смешивается, что ты начинаешь верить, что да, в Этой Реальности действительно психиатром работает доктор Джакоби, а рыбак у закусочной и впрямь герой фильма Карпентера «Нечто».
Помимо именно пасхалок и отсылок, в игре есть мощный пласт символизма. Начиная с изображения олененка на футболке Макс, призрачной оленихи и голубой бабочки, заканчивая змеей, пожирающей себя и бабочки «мертвая голова». Киты и маяк, поезд и стрельба по бутылкам, снежные шары и дождь — символов очень много и если захотеть разобрать их все, получится пост длиннее чем этот общий, раза в два.

Комната Хлои
ChloeRoom_EP3

Комната Макс в общежитии
life-is-strange-screen-02-ps4-eu-22may17

Пляж
life-strange-beach-episode-4

Закусочная "Два кита"
Life-is-Strange_Ep2_DINER

И вся эта удивительная вселенная не просто существует, она не просто развлекает вас и ведет по увлекательному сюжету. Она бьет вас под дых, выжимает эмоционально, заставляя мучительно выбирать между меньшим и большим злом, сталкивает с иногда приятными, а иногда ужасающими последствиями ваших действий. Раз провалившись в эту кроличью нору (отсылки к «Алисе» тут, естественно, тоже есть), проникнувшись этими людьми и их жизнью  - Макс, Хлоей и ее мамой, отчимом Хлои и Кейт, Викторией и Джефферсоном, Уорреном и Нейтаном и прочими —  вы уже не сможете просто так отбрасывать последствия своих действий.
Все как в жизни, только зачастую в играх мы даже чаще задумываемся о последствиях, как ни странно звучит. И здесь, как и в жизни, нет однозначно правильного ответа. А может, и есть, только дается он не сразу и не всегда задаром.
Постепенно история о возвращении в детство становится историей о взрослении. С довольно серьезным фундаментом в виде таких якобы «детских» проблем, которые на поверку оказываются довольно мрачными:  запугивание и травля в школе, наркотики, безразличие к чужой беде, подростковая жестокость, оружие и безответственность, давление в семье, недоверие взрослых и депрессия.
В одной из первых сцен (и я тут не сильно спойлерну, потому что она правда буквально через 5 минут от начала) директор ловит Макс у туалета, откуда она только вышла после инцидента с Нейтаном и пистолетом. Директор спрашивает, не видела ли она чего-то необычного, «выглядишь ты подавленно». Я выбрала вариант «смолчать» (перед этим промелькнул слух о том что семья Нейтана практически владеет школой, так что, подумала я, директор все равно парня прикроет). А директор продолжил наседать, буквально давить - «Расскажи! Ты выглядишь странно! Ты что-то от меня скрываешь?!». Сначала я подумала, что это как-то слишком. Потом вспомнила американские сериалы про школьников, и поняла, что нет. Там и правда могут начать прессовать просто потому что ты куда-то опоздал на пять минут, выглядишь усталым или странным или что-то скрываешь. Потому что для Них — Взрослых — это единственный способ (кроме прямого обыска) вычислить школьников, которые сидят на наркоте или тихо сходят с ума и собираюся принести в школу автомат и всех пострелять.
Вот вам и «простенькая игра про школу».

Tornado


Скажу еще одно — в целом про сюжет. Я человек искушенный, а меня сюжет очень сильно удивил в хорошем смысле и восхитил, настолько в нем все очень четко выстроено. И по основной сюжетной линии, и по боковым, которые ее дополняют, и по очень тщательно продуманному заднему плану, и по тому, как постепенно атмосфера нагнетается и зарождается ощущение катастрофы. И отдельный поклон за последнюю главу, за это удивительное переплетение реальности, сна, временных петель и совершенно искренних эмоций.
Вот этим-то и зацепил меня проект — тем что, при том что «голова» моя получила массу интересного и увлекательного в виде фант-допущений, отсылок, глубокого символизма и завихрения сюжета, «сердце» тоже участвовало — я вжилась в персонажа и переживала абсолютно искренне за все эти непростые выборы, и в финале получила мощный катарсис.
Так что, цитируя отзыв Ньюберри, «Life is Strange» не самая лучшая игра 2015 года, но это точно лучшее, что случилось с играми в 2015 году»
И кстати, о Ньюберри. Кто уже знаком с игрой (и тем кто не), может быть интересно почитать его отзыв — по первым двум эпизодам и по финалу
Также сделаю как он — напишу отдельно спойлерный пост про финал и вообще о персонажах — туда можно без боязни кому-то испортить впечатление пойти обсудить.

* Отрывок из стихотворения Ш. Бодлера «Приглашение к путешествию», пер. И. Озеровой

PS Я проходила на английском, но в сети есть с русскими сабами и даже с русской озвучкой

PSS Спасибо sam_newberry за то что рассказал про игру в прошлом году и sladkoezhik за то что напомнила мне про нее :)

ЗЫЫЫ Народ вдохновившись делает опупенительный косплей! И я их понимаю, эта парочка кому угодно крышу снесёт:)
(по клику полноразмер)
chloe__life_is_strange_by_wisekumagoro-d8r0eyc
life_is_strange___max_and_chloe_by_milliganvick-db5wj1i
ptYAEnd


Вобщем, я под огромным впечатлением. Это определенно очень мощный, цельный, интересный и атмосферный проект — на самом деле, для всех возрастов.
Советую всеми лапами, даже если вы не поклонники игр — этот проект того стоит!
Tags: игры, интересное, книги, любимцы, сериалы
Subscribe

  • Guild Wars II - Войны гильдий 2

    Вобщем, тем, кто приболел после мини-отпуска (как я) посвящается. И вообще, кто дома не знает, куда бы залипнуть. Сейчас расскажу от чего я тащусь…

  • RIP

    Une vie d'amur

  • Докатилась! Монеточку слушает!

    :) Скажет кто-то, а ведь реально прикольная песня. И клип. "90-е" клип тоже советую. Зацепила её потому что где-то там Земфира на неё…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Guild Wars II - Войны гильдий 2

    Вобщем, тем, кто приболел после мини-отпуска (как я) посвящается. И вообще, кто дома не знает, куда бы залипнуть. Сейчас расскажу от чего я тащусь…

  • RIP

    Une vie d'amur

  • Докатилась! Монеточку слушает!

    :) Скажет кто-то, а ведь реально прикольная песня. И клип. "90-е" клип тоже советую. Зацепила её потому что где-то там Земфира на неё…