Член Культа Ортодоксальных Каподастристов (korieversson) wrote,
Член Культа Ортодоксальных Каподастристов
korieversson

Categories:

Российский сериал в челлендж - "Топи"

Отличный сериал, про который очень хотелось рассказать, так что тему челленджа я слегка притянула за уши - №30 "герои знакомятся в интернете" присутствует, хотя важной сюжетной роли не играет - просто сводит в начале героев.

Режиссер: Владимир Мерзоев, Сценарий: Дмитрий Глуховский

ТОПИ
Топи»: путеводитель обреченных


Итак, у нас имеется богатый и молодой парень Денис (Иван Янковский), создатель популярного мессенджера. На пути к богатству парень не растерял моральные ориентиры - когда на него давят службы, чтобы он сливал им конфиденциальную информацию пользователей (не намек на Дурова, говорит писатель, сюжет писался десять лет назад), он отказывается сразу - принципы. А, возможно, еще играет роль тот факт, что ему, по сути, терять нечего - он узнал, что у него неоперабельный рак мозга. И что осталось ему жить всего ничего. Убежденный атеист и реалист, он в итоге все-таки решает ухватиться за соломинку - мать рассказывает ему про какой-то чудодейственный монастырь в глуши.
upload-01-pic905-895x505-31282


Денис заходит на сайт монастыря, где даже есть фото прекрасной природы и условий отдыха при целебном месте, и решает поехать. Он выясняет, что, по условиям приема, один он приехать не может - монастырь принимает только группами. Не обязательно знакомых между собой человек - и Денис кидает клич в свой мессенджер\соц-сети, что едет отдыхать в русскую глубинку и приглашает с собой всех желающих. Первые четыре человека (всего в группе пятеро) поедут с ним - он оплатит и проезд, и проживание.
Topi-main
На его зов откликаются очень разные люди. Журналист Максим (Тихон Жизневский, из-за него начала смотреть сериал, очень впечатлил в интервью и "Майоре Громе") когда-то дружил с Денисом, но жизнь развела, а теперь получил задание от начальства - поехать и нарыть на популярную фигуру какой-нибудь грязи, или "жаренного", да хоть что-нибудь.
824950.700xp
Чеченка Эля (Софья Володченская) сбегает от жениха, за которого ее насильно пытаются выдать замуж (там еще несколько очень драматичных деталей, не буду спойлерить) - и ей надо срочно спрятаться в глуши, не оставив следов.
unnamed
Красотка Катя (Екатерина Шпица) после разрыва с парнем готова или таблеток наесться, или броситься в авантюру с поездкой.

767ec537266de1528e1c233a05a2532a
Соня (Анастасия Крылова), девушка из глубоко верующей семьи, глубоко переживает смерть сестры и сбегает из дома.
juZzgulu24E4
Ребята едут на поезде, потом на старом полустанке их встречает какой-то мужик на машине, потом они вынуждены своим ходом по лесу добираться до деревушки Топи, рядом с которой монастырь... И выясняется, что никакого "отеля" при монастыре нет, он кажется заброшенным, в деревне жилые хорошо если три дома, и вообще, место странное...
85a5a503b9138122b64bbf806c1dcfdf

Мрачный, атмосферный триллер, философский и глубокий, с отличной игрой актеров и необычным сюжетом.

Трейлер:




Теперь подробнее - что впечатлило.

Сценарий писателя Дмитрия Глуховского.
Самое главное: "Топи" - не обычный ужастик, слизанный с западных фильмов и помещенный в антураж страшной деревушки, нет.  Тут все своё, все гораздо умнее и тоньше, и глубже. Путешествие в Топи - путешествие не только от самого себя, но и в свое прошлое, свое подсознание. На уровне сказочных архетипов - путешествие в мир смерти, мир мертвых. Русская хтоническая деревня, где исчезают все правила, стирается грань между мирами и наружу выходит настоящее в героях - и страшное тоже. Сказочный "Путь героя" с "Привратником" и "Чревом кита", да, тут все по древним законам - но абсолютно без шаблонов.
Получилось, с одной стороны, абсолютно непредсказуемое произведение - и в то же время идущее четко по законам повествования. Как автор сценария этого добился? Отбросил наносное, обратился к самой страшной глубине русских сказок - это где черепа на палках со светящимися глазами, зарывание в землю, поедание героя бабой Ягой. Из интервью Дмитрия Глуховского:

"Масса вещей, которые имеют в городе абсолютную ценность, в глубинке не воспринимаются как нечто настоящее. Особенно если брать Москву — она этакое царство жизни, царство Эроса, где сама мысль, память о том, что люди смертны и конечны, отвергается. Москва — это праздник, который всегда с тобой, хотя он будет продолжаться и если тебя не станет. А вот пространство за МКАДом — это царство Танатоса, пространство, где смерть зачастую гораздо более реальна и убедительна, чем жизнь. Где люди гораздо меньше за жизнь цепляются, потому что она не так интересна и ярка, зато смерть — это то настоящее, что с каждым происходит необратимо. Поэтому люди живут в ожидании ее. Как мексиканцы, в культуре которых смерть чуть ли не более важную роль играет, чем жизнь.
Топи — это то место, где правила перестают выполняться, а какие-то истории связанные со сказочным, с иррациональным, с подсознанием, начинают работать"

Сюжет захватывает и не отпускает - как топи, действительно. Многое не объясняется словами (и правильно), но отзывается эхом в ассоциациях, символах. Тут, конечно, отлично поработали художник-постановщик и художник по костюмам. Деревня хоть и находится, по сюжету, в Архангельской области, на Севере, снимали все в Белоруссии, а саму деревню построили практически с нуля. Хотя, по признанию автор сценария, он себе представлял ее более реалистичной, а режиссер добавил "страшной сказочности". На мой вкус - получилось даже лучше. место действия как раз на грани реализма и древних образов. Есть свой Кащей - и есть завод неподалеку, чей дым заволакивает небо странного цвета. Есть обычный, реальный мент, не желающий ввязываться в дела приезжих городских - и есть таинственный голос за стеной. И так далее.

Дмитрий Глуховский в интервью говорит:
"Вышло необычно, у постановщика Владимира Мирзоева получилось главное: передать ощущение постепенного погружения человека — и героев, и зрителей — в топи. То, что это не типичный зрительский остросюжетный материал, становится понятно достаточно быстро. Он в определенной степени гипнотизирует зрителя, и чем дальше ты смотришь, тем сильнее тебя затягивает. В современных сериальных продуктах часто создатели бросают все силы на пилот, а что будет дальше, уже не так важно — нет нарратива, который хочется рассказать. Или слишком много авторов появляется у проекта — и материал начинает распадаться, крошиться, получается такое письмо кота Матроскина и Шарика дяде Федору. Наш проект цельный, но все-таки фричный, дайте нам определенный кредит доверия, посмотрите до конца."

Третья важная составляющая - актеры. Я начала смотреть из-за Жизневского, потому скажу о нем сначала. Отлично сыграл - совершенно не похож на другие свои роли, диапазон впечатляет. Его Максим - довольно сложный персонаж. С одной стороны - циник и бабник. С другой - в журналистику он пришел вроде бы из хороших побуждений, рассказывать людям правду. Но постепенно поддался гнильце желтых новостей. Д. Глуховский:
"Журналисты — те, кто защищают правду. А власть по определению лжива. Власть использует те или иные механизмы дезинформации, дезориентации и насилия, чтобы себя упрочить, утвердить и увековечить, и все это знают. Единственное, что можно этому противопоставить, — это правда. Журналисты должны ее защищать, вскрывать фурункулы лжи, выводить завравшихся политиков на чистую воду, не давать застаиваться болоту. Отсюда вся глубина конфликта, связанная с пропагандой, — когда люди, идущие в профессию, чтобы говорить правду, оказываются властью, как сатаной, совращены, за зарплату, за карьерный рост и предают своих. Я прекрасно представляю, как эти люди учатся преодолевать когнитивный диссонанс, убеждают себя, что вранье — это истина. Как они учатся сомневаться в истинности правды.
Это очень важный системообразующий конфликт, он не русский исключительно, он универсальный, но у нас в стране прямо сейчас находится в острой фазе, за этим очень интересно следить"

Прекрасно сыграл Иван Янковский. Тоже многоплановый персонаж, он вроде в Бога не верит - но а вдруг? Чудо? Цинично настроен к спутникам, знает цену дружбе ради денег, но в чем-то наивен, как большой мальчишка. Еще цитата, уже из другого интервью Глуховского - про актеров:
"Для меня это процесс удивительный и магический: актер натягивает на себя костюм и маску из букв, и то, что было просто сплетением экранных пикселей, мыслеформ, вдруг становится живым человеком. После того, как актер интерпретировал роль, когда образ создан, я больше не могу уже вспомнить, каким представлял себе своего персонажа сам — актер своей игрой полностью из моей памяти и воображения мои фантазии вытесняет. Я считаю, что каждый артист, занятый в «Топях», оказался и выбран удачно, и режиссерски размят, и направлен в нужное русло мастерски. Да, они переосмысливают роли, но благодаря этому мои герои из двухмерных становятся трехмерными, из глиняных големов — живыми"

Отличные роли и у девушек, очень разные пути проходят герои - и крах, и становление веры, и победа над страхом, и поражение. Особенно хочется отметить Элю и Соню (героини Шпицы просто по времени меньше в сериале). Очень разные героини, в итоге проходит "проверку" стойкость каждой из них. Эля, пожив в Москве, стала более современной, городской девушкой, для нее уже дикость - свадьба по принуждению. По поводу этой героини, кстати, многие чеченцы высказывались по поводу сериала и Глуховского, считая, что он оскорбил кавказских девушек, описав такую героиню. Эля сначала бежит, а потом постепенно понимает, что готова драться за свою свободу - голыми руками, зубами.
Соня - сбегает из другого типа неволи, ее семья патриархально-православная, очень строгих нравов, которых до определенного момента и она придерживалась. А вот ее сестра - сбежала из дому, вела себя свободно. И вот сестра погибла в автокатастрофе и Соня сама сбегает практически с похорон сестры. Чтобы найти веру, чтобы потерять ее?
 Каждому герою придется пройти через испытания и измениться. И тут, опять к сюжету - все эти пути прописаны отлично, очень тонко и достоверно.
Еще про актеров - нельзя не ответить удивительно преобразившегося Суханова в роли водителя. Вот совершенно не узнала! Мощный актерище.

И отдельно хочу отметить финал сериала. На мой взгляд он сделал ровно так, как надо. Хотя многие и жаловались, мол, ничего толком не объяснили - и не надо! Никакой конкретный ответ не будет правильным, не будет удовлетворительным. Правильный ответ у каждого в голове после окончания этой истории - у каждого свой. Что такое эти Топи? Кто такой Хозяин? К чему в итоге пришли герои - к спасению или проклятию? Каждый отвечает для себя.


Сложный, совсем не легкий (должна предупредить), но захватывающий минисериал с впечатляющей, густой атмосферой, мистикой, вопросами жизни и смерти, с прекрасной операторской работой, отличными актерами.
Советую.
Tags: актеры, рецензии, российское кино, сериалы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments